Журналисты загрузили губернатора

: Елизавета Порошина, Екатерина Хожателева, Станислав Мищенко, Ирина Порозова, Екатерина Хожателева, Павел Пивоваров
На пресс-конференцию аккредитовались представители 100 СМИ. Фото: Павел Ворожцов

Вчера состоялась большая пресс-конференция Евгения КУЙВАШЕВА. Мы выбрали ТОП-10 самых громких тем.

Коронавирус.

О ЛЮДЯХ. Нам важно ценить людей, близких людей, особенно остро чувствуешь, когда их теряешь. У меня, к сожалению, есть такие знакомые, которые ушли, в том числе коллеги наши.

QR-КОДЫ. Что касается коронавирусных ограничений. Это не я их накладываю. Прежде чем я подписываю указ об ограничениях, соответствующие решения выносит главный санитарный врач Свердловской области. Мы работаем в тесном контакте. И я, конечно же, хочу ещё раз поблагодарить наш уральский Роспотребнадзор, который придумал и запустил ПЦР-тестирование по выявлению коронавируса на основе своих научных разработок. Они действительно большие молодцы.

Буквально вчера мы с Дмитрием Николаевичем Козловских, с нашими коллегами, обсуждали вопрос доступа в торговые центры. Ограничения, которые были ослаблены до 15 января, мы решили сдвинуть до 20 января. И дальше будем смотреть, как развивается ситуация с распространением нового штамма «Омикрон». Будем принимать соответствующие решения в режиме реального времени.

Эти ограничения – хорошо с точки зрения защиты здоровья граждан, но плохо для бизнеса. И мне всегда очень сложно принимать такие решения. Тем не менее приходится из двух зол выбирать меньшее. Поэтому пока мы ждём, как будет развиваться ситуация с распространением штамма «Омикрон».

БИЗНЕС. Малый и средний бизнес, сфера обслуживания пострадали больше всего. Конечно же, мы это понимаем.

Пострадали рестораны, торговые центры, сфера услуг. И были приняты беспрецедентные меры поддержки. Во многом благодаря этим мерам им удалось выжить в это непростое время. Уверяю, когда коллеги, особенно коллеги санитарные врачи, медицинские работники просят меня наложить какие-либо ограничения, поверьте мне, я отбиваюсь до конца.

Нехватка врачей

Я дал такое поручение нашему минздраву, для того чтоб они предусмотрели более серьёзные финансовые санкции к тем, кто отказывается от работы по целевому направлению. Но при этом исключительно важно обустроить жизнь в каждом населённом пункте так, чтобы люди, заканчивая медицинский вуз, с удовольствием возвращались обратно. Чтобы там была возможность получить образование для детей, заняться спортом, были современные удобные услуги, магазины, товары, транспортная доступность, вот над этим надо работать. Это в целом качество жизни. И вот берёмся за проблему нехватки медицинских кадров, а за этим следует решение ряда других проблем, которые сегодня есть в каждом муниципалитете. И мы над этим работаем и будем работать.

Транспорт и дороги

ЕКАД. Благодаря ЕКАД регион получил серьезное развитие дорожного строительства. Наши строители - одни из лучших в стране, их привлекают на реализацию федеральных проектов. Это дало серьезное развитие всей дорожной отрасли. Построить почти 50 километров новой автомобильной дороги — с разделительной полосой, серьезной инфраструктурой, по-моему, 11 мостовыми переходами — это серьёзная задача. Была произведена колоссальная работа — огромное количество взрывных работ, сети, газ, электричество. Как отношусь к тому, что меня] назовут «замыкателем колец»? Я буду счастлив, когда наши коллеги достроят ЕКАД. Движение запустим в этом году в специальном режиме: надо будет дооснастить ее электричеством, знаками, ограждающими конструкциями. До окончательного ввода, наверное, еще потребуется год. Но в 2022 году дорожники сомкнут, и от московского до тюменского тракта можно будет добраться комфортно и быстро. Когда приезжал премьер на Иннопром, мы показали, что сделали своими силами, руководство страны нас поддержало, выделило 7,5 млрд на достройку ЕКАДа. Работы идут с опережением графика.

МЕТРО. Это серьёзный затратный проект. Самим нам его не осилить. Безусловно, ведутся работы по трассировке, идёт создание концепции. Город этим занимается, не останавливаясь ни на секунду. Но представьте, если мы сейчас метро запроектируем и в течение трёх лет не построим – проект устареет и опять придётся тратить колоссальные деньги на проектирование. Когда мы получим серьёзные финансовые гарантии из федерального центра на поддержку строительства метро – тогда и приступим к реализации. Пока их нет, в том числе по вышеназванным причинам. Я имею в виду и пандемию, и ситуацию в экономике, которая образовалась в результате действия ограничительных мер, международную торговлю. Как только получим гарантии – приступим к проекту.

ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА. Проект – на серьёзной стадии. Буквально во вторник будем обсуждать строительство кольцевой дороги для наших электричек с руководством железной дороги. Это самым серьёзным образом скажется на развитии всей Екатеринбургской агломерации. Это свяжет многие районы электричками – «Ласточками». Сейчас речь идёт о строительстве 12 километров железнодорожных путей через Сысертский район, Арамиль к аэропорту Кольцово и через Берёзовский на железнодорожный вокзал в Екатеринбург. По такому кольцу мы хотим организовать движение. Трассировка есть, но озвучивать её я не буду – иначе сразу возникнет ажиотаж и проявятся владельцы земли. Какие-то обязательства субъект РФ возьмёт на себя, остальные – Российские железные дороги. В этом году мы переговоры окончим. Я буду регулярно оповещать вас о том, как они ведутся.

КСТАТИ

Главный редактор газеты «Нейва» Елена Стрельцова спросила: 

– Горожане ставили перед вами вопрос о низких железнодорожных платформах у станции «Верх-Нейвинск». «Ласточки» – это прекрасно. Но когда люди туда на коленочках забираются с плачем – это нехорошо. Ваша пресс-конференция транслируется ВКонтакте – люди снова просят задать вам вопрос: сто лет обещали нам эти высокие платформы, когда же они наконец появятся?

– У нас запланирована реконструкция 8 станций – Екатеринбург, Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск. Строительство начнётся с 2023 года, - ответил губернатор. - У нас соглашение с РЖД есть. Иван Николаевич Колесников (руководитель СвЖД) это подтверждает. Чуть-чуть потерпите ещё, меньше 100 лет – обязательно построим там высокие платформы. На существующем железнодорожном объекте сложно работать, нужно рассчитать с точностью до часа интервалы движения поездов. Поэтому небыстро проектируется. Поэтому с 2023 года начнётся строительство ЕКАД. В 2022 году завершится строительство южного обхода ЕКАДа. Сложно представить: кольцевую автодорогу строили более 9 лет. Это серьёзное сооружение. Когда мы принимали решение о строительстве южного обхода – я получал массу критики. Помню, как стоял в Заксобрании и пытался объяснить депутатам, что средства на проект действительно нужны. Благодаря строительству ЕКАДа у нас в регионе появились нормальные мостовики, а наши технологии считаются одними из лучших в стране. Это дало серьёзное развитие дорожной отрасли. Это не просто дорога, а с разделительной полосой. Это серьёзная инженерная инфраструктура, 11 мостовых переходов. Как отношусь к тому, что меня назовут «замыкателем колец»? Я буду счастлив, когда наши коллеги всё достроят. Движение мы запустим в этом году, но со специальным режимом передвижения. Нужно будет дооснастить дорогу электричеством, знаками. На доработки потребуется около года.

ТРАМВАИ. Мы с коллегами перед Новым годом проехали на трамвае по линии до Верхней Пышмы от проспекта Космонавтов. Я видел, сколько людей радовались, как они проявляли эмоции, что трамвай пошёл. Сейчас закончатся серьёзные испытания ветки. Уже закуплены 11 новых трамваев, и мы уже в мае должны запустить полноценное движение по ветке. А что касается трамваев в Академический и Солнечный – люди, которые там живут и работают, очень радуются.

ВСМ Екатеринбург – Челябинск. Мы предпроектные работы по ВСМ вместе с коллегами из Челябинской области сделали. Те задачи, которые ставились перед проектным бюро, выполнили. Эти наработки передали в РЖД. Понятно, что высокоскоростная магистраль – это не наш приоритет. Мы очень хотим его и ждём, но как только железные дороги найдут средства – безусловно этот проект будет реализован. Все предпроектные наработки, трассировки – и до Челябинска, и Казань – Москва – Екатеринбург – они все есть. Мы также ждём начала этого строительства.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ. Многодетные семьи с большими автомобилями мы будем освобождать от транспортного налога на их большие автомобили, потому что понимаем: этим семьям платить этот налог тяжело, они и так находятся в достаточно непростой ситуации. И дальше будем реагировать на те вызовы, которые сегодня у нас вообще есть.

КСТАТИ

Губернатор взял на контроль ситуацию перебоями в работе межмуниципальных автобусов в Сысерти. О проблеме рассказала редактор местной газеты «Маяк» Ирина Летемина:

– «Автоплюс» не очень хорошо справляется со своими обязанностями. На автостанции нет даже расписания. До диспетчера дозвониться невозможно. Я звоню на личный телефон собственника – он, видимо, меня уже в «чёрный список» внёс. Когда в редакцию приходят бабушки, которым утром нужно ехать в областную больницу – всё, что я могу – это посадить их в машину, которую найду со своего аккаунта на BlaBlaCar. Больше я им ничем помочь не могу.

– Услышали? Пожалуйста, проведите по этому перевозчику разбор полётов, – сказал губернатор сидящим в зале заместителям. Первый замглавы региона Алексей Шмыков записал поручение в свой блокнот. 

Политика

О НОВОМ СРОКЕ. Время для выдвижения ещё не пришло. Безусловно, мнение Президента нашей страны для меня очень важно. Как только придёт время – решения будут приняты. Сейчас наша область стоит на рельсах развития. Это планы по развитию промышленности, малых городов, медицины, образования – проекты дадут кумулятивный эффект к развитию нашего региона. Кто бы ни был губернатором – он этими проектами будет заниматься.

О РАБОТЕ КАБМИНА. Мне сложно оценивать работу правительства области, потому что я тоже его часть. На «пять» никогда не оценивают ни себя, ни своих коллег. Думаю, что оценку должны давать жители. В ближайшее время у нас планируются кадровые изменения. Скоро будет назначен новый заместитель на ставку, которая освободилась после перехода Олега Леонидовича Чемезова на пост вице-губернатора. Как только придёт человек – мы подпишем обновлённый указ №300. Сейчас мои заместители работают по моему поручению, исполняя те или иные полномочия в курируемых ими отраслях.

О ГЛАВАХ. Обращения, поступившие мне накануне поездок в муниципалитеты и во время визитов, рассмотрены. Есть такие главы, точка зрения которых по тем или иным ситуациям не совпадает с требованиями жителей. Но называть я их не буду. Меня просили оценить работу главы Екатеринбурга Алексея Валерьевича Орлова. Я думаю, это люди должны оценивать, справляется он или нет. По моему мнению, он старается.

О «ЕДИНОЙ РОССИИ». Я пока работаю в статусе исполняющего обязанности руководителя свердловской «Единой России». Партийная конференция намечена на 22 января. Только после того, как партийная конференция примет решение, будет корректно объявить о перестановках и направлениях работы.

Об универсиаде

Строительство всех объектов (и подготовка к ней, что очень важно) ведётся в соответствии с утверждёнными сроками. Нет оснований и предпосылок для того, что мы что-то не успеем. Это первое. По поводу проведения или непроведения: даже в условиях пандемии, как вы знаете, проводятся и Олимпийские игры – и в Японии, и в Пекине они будут, только с ограничениями. Конечно же, мы хотим, чтобы к 2023 году коронавирус сошёл на нет. Но всё будет зависеть от ситуации. Когда мы общались с представителями FISU, я в их интонации не заметил разговора о том, что кто-то хочет перенести или отменить это мероприятие. Поэтому мы к нему готовимся в прежнем режиме, и будем ждать гостей, спортсменов, атлетов из всех стран мира.

Инфраструктура Екатеринбурга

ВИЗ-ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ. Мы получили одобрение на инфраструктурные кредиты из федерального правительства, и часть денег пойдёт на строительство канализационного коллектора глубокого заложения для обеспечения инженерной инфраструктуры ВИЗа-Правобережного. В этом году мы должны будем утвердить детальный проект планировки, проект коллектора тоже будет готов в текущем году, и уже с 2023 года мы начнём его строительство.

ПЕРЕЕЗД ПРАВИТЕЛЬСТВА. Мы сегодня имеем больше 27 зданий по всему городу, и это достаточно неудобно. Безусловно, мы с коллегами сейчас рассчитываем, как эти здания вернуть в городской оборот. Я имею в виду, продать их под размещение жилья, офисных центров и так далее. И все деньги, вырученные от продажи этих зданий, пустить на строительство нового здания правительства. Как только будет готов детальный отчёт по тем задачам, которые я поставил перед правительством, перед городом Екатеринбургом, я сразу скажу, когда это случится.

ФИЛАРМОНИЯ. Мы планировали в 2020 году начать проектирование филармонии. Концепцию, как вы знаете, сделало международное архитектурное бюро Zaha Hadid. Мы будем придерживаться этого решения, но должны будем следить за развитием ситуации с распространением коронавируса в 2022 году. Мы не отказываемся от этих планов, но и не хотим попасть в ситуацию, когда вдруг случится большая эпидемия, а у нас не хватит средств на борьбу с ней. Поэтому всё зависит ещё и от того, как мы будем прививаться и как мы будем беречься.

БОЛЬНИЦА В ЗЕЛЁНОЙ РОЩЕ. Когда-то, когда мы её получили, мы хотели просто восстановить её – не как медицинское учреждение. Сегодня наши меценаты откликнулись – и проектируют большой медицинский центр. Именно на этом месте в таком же объёме. Понятно, что в существующих площадях этой больницы современный медицинский центр уже не обустроишь – другие требования, другое оборудование, другие нагрузки, всё другое. И потому медцентр нужно строить новый.

СВЕРДЛОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ. Мы создали у нас здесь кинокомиссию, она будет заниматься организацией, подготовкой и оказанием помощи в съёмках фильмов. И конечно же, мы через наш фонд поддержки культуры будем реализовывать проекты по съёмкам фильмов. Я первое такое задание уже дал нашей Свердловской киностудии. Хочу, чтобы они посмотрели, поработали в наших архивных документах, коих достаточно. У нас, например, нет ни одного фильма про Уральский добровольческий танковый корпус. И конечно, нужны молодёжные комедии, и нужны фильмы, которые показывают и раскрывают красоту Урала, наши особенности.

300-летие Нижнего Тагила

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Что касается планов подготовки к 300-летию, они выполняются в полном объёме. Но и на 301-м году мы обязательно продолжим развивать Нижний Тагил. Планов огромное количество.

Уникальный ландшафт с таким потрясающим Нижнетагильским прудом. Безусловно, это нужно раскрывать, кристаллизовывать. Я уверен, тагильчане и так любят свой город, но чтобы привлекать новые инвестиции, туристов, мы обязательно расширим возможности нижнетагильской агломерации. Будем развивать гору Белую – как полноценный туристический кластер. На этот счёт у нас тоже серьёзные планы.

И, конечно же, мы будем дальше действовать с точки зрения развития и помощи промышленности. Как вы знаете, ЕВРАЗ серьёзно нарастил объёмы выпуска своей продукции. При этом сокращаются ежегодные выбросы. В полном объёме выполняются договорённости по их снижению.

ЭКОЛОГИЯ. В 2021 году Нижний Тагил был исключён из списка городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Это и есть положительный результат проекта «Экология». Это не просто наше субъективное мнение, это экологи, это ежедневные замеры выбросов.

КСТАТИ

С 2011 года на территории Свердловской области транспортный налог не платит один из родителей в семье с тремя и более детей на автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. На конец 2021 года на территории Свердловской области проживает 64,7 тысячи многодетных семей, из них уже сейчас порядка 9 тысяч семей применяют действующую льготу по транспортному налогу.)

Реставрация памятников

Мы бросили все силы на спасение историко-культурного наследия Ирбита.

Суть ирбитских памятников в том, что это жилые дома, в которых люди живут. Причём ещё и живут не в самых хороших условиях. В Камышлове немножко другая ситуация. Там памятников – жилых домов, насколько я информирован, не очень много. Что касается жилых домов, я сейчас попрошу министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, которое курирует вопросы капитального ремонта жилых домов, серьёзным образом обратить внимание на проекты. Мы начнём проектировать именно жилые дома и продолжим реализацию нашего проекта по реставрации памятников в Ирбите, потому что там ситуация гораздо плачевнее была. Сейчас уже намного лучше.

О сносе здания аэровокзала Уктус

Вы поймите, это не памятник, и собственник принимает решение, когда его снести. И даже я как губернатор повлиять здесь не могу – разве что выйти к зданию и закрыть своей грудью, чтоб не сносили его. Ничего здесь сделать нельзя, это священное право собственности. А рассуждать можно в пользу бедных, ходить можно митинги собирать, не давать строить людям, чтобы, может быть, через два квартала, с кем-то подговорившись, построить точно такой же. Здесь разные вариации есть. И в данном случае давайте мы будем действовать в соответствии с существующими нормативами и обычаями делового оборота, и конечно же, закона, главным образом.

О барельефе Сталина на здании ОДО

Во-первых, это действительно здание Министерства обороны. Как бы я ни хотел, я не могу ни снять этот барельеф, ни приказать – это их собственность. Пусть установка этого барельефа будет на совести тех, кто его установил. Лично я против.

Итоги года

Евгений Куйвашев напомнил журналистам, что 2021 год был объявлен Годом медицинского работника, и поблагодарил врачей и волонтёров за подвиг, который они совершают каждый день. В прошлом году, по его словам, впервые была учреждена и присуждена специальная премия для врачей, которая будет вручаться ежегодно. Всего в 2021 году премии на общую сумму 270 тысяч рублей получили 66 врачей. Также 39 медработников получили средства на покупку жилья, ещё 120 – пособия на обзаведение хозяйством.

– В 2021 году мы потратили много сил на борьбу с коронавирусом. Но это только кажется, что на пандемии свет клином сошёлся. Мы не останавливались в вопросах модернизации нашей медицинской службы. Только за прошлый год мы переоснастили 14 новых сосудистых центров, открыли ещё 8 центров сердечной недостаточности. В 87 медицинских учреждениях проведены ремонты. Вертолёты санитарной авиации доставили в больницы более 750 человек. Бесплатными лекарствами были обеспечены более полумиллиона человек. И это только часть проделанной работы.

Губернатор также рассказал, что в 2021 году:

  • сдано 6 новых школ – в Екатеринбурге и в Верхней Пышме;
  • появилось более 2 тысяч новых мест в детских садах для детей от полутора до трёх лет;
  • заключены соглашения с новыми инвесторами «Титановой долины» общим объёмом свыше 12 млрд рублей;
  • запущено 92 объекта в промышленности и сельском хозяйстве;
  • благодаря тому, что из федерального бюджета удалось привлечь беспрецедентные суммы (более 7,5 млрд рублей), Дорожный фонд составил 27 млрд рублей – крупнейшими инфраструктурными проектами стали завершение работы на ЕКАДе и реконструкция моста на Циолковского в Нижнем Тагиле, также приступили к работе по строительству части автодороги М-12, проходящей по территории региона;
  • сданы рекордные 3 млн квадратных метров жилья.