В четверг губернатор Евгений Куйвашев утвердил состав рабочей группы, которая займётся подготовкой изменений в Устав Свердловской области. Как ранее писала «Областная газета», в группу вошли представители Законодательного собрания, главы муниципалитетов, учёные и юристы. Они должны подготовить свои предложения по актуализации и совершенствованию главного регионального документа в связи с принятыми поправками в Конституцию Российской Федерации.
Ряд участников рабочей группы поделились с «Областной газетой» своим видением по предстоящим изменениям в областной Устав.
Директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин:
– Устав надо приводить в соответствие тогда, когда будет не только новая редакция Конституции, но и будут приняты федеральные конституционные законы, которые будут развивать многие направления, в том числе региональное законодательство, – подчеркнул Воронин.
По его мнению, изменения в Уставе не будут кардинальными, но основательные и серьёзные поправки произойдут.
– В частности, изменения в полномочиях Законодательного собрания, в полномочиях губернатора, органах исполнительной власти и местного самоуправления, также будут затронуты вопросы, связанные с социальной политикой региона, – отметил он. – Полностью уйдут полномочия губернатора и Законодательного собрания по согласованию кандидатуры на назначение областного прокурора. В новой Конституции прописана прямая норма, что прокурор области теперь назначается Президентом России по согласованию с Советом Федерации.
Предметно будут рассматриваться вопросы о том, как будет выстраиваться единое государственное и местное управление в единую публичную власть России.
– Сегодня есть много разных возможностей и вариантов, какой из них будет утверждён в новом федеральном законе, тот и будет изложен у нас в Уставе, – пояснил Николай Воронин.
Кроме того, расширяется перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
– К примеру, регулирование по вопросам развития и поддержки сельского хозяйства. Изменения затронут и нормы, касающиеся защиты материнства, отцовства и детства. Естественно, придётся прорабатывать вопросы нашего законодательства по этим направлениям, – пояснил директор Уральского института регионального законодательства.
Примерно такого же мнения придерживается и общественный советник губернатора Свердловской области Анатолий Гайда:
– Устав это сложный философский политико-юридический документ. И изменения в него будут производиться только после того, как будут приниматься федеральные законы в соответствии с Конституцией. Это сразу продвинет рабочую группу на анализ, на подготовку нормативных актов и по изменению в Уставе. Это очень длительный процесс, никакой компанейщины не будет, – подчеркнул Анатолий Гайда.
Ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик:
– Всё, где Устав не учитывает те новеллы Конституции, которые появились, должно быть внесено в областной документ, который является нашей конституцией. Предметно пока говорить рано, будем смотреть внесённые поправки в Конституцию и смотреть сферу компетенций областного законодательства и делать так, чтобы эти два документа соответствовали друг другу, – отметил Владимир Бублик.– К примеру, если норма о запрете двойного гражданства для чиновников не будет противоречить компетенциям федерального законодательства, мы можем её продублировать и на региональном уровне. Но даже если её и не будет в нашем Уставе, все наши чиновники должны сделать соответствующие выводы.
Он также отметил, что в поправках к Конституции очень много норм прямого действия.
– Это также должно быть отражено и на областном уровне. Наш областной устав станет ещё более прямым, более конкретным нормативным актом после того, как мы соотнесём его с Конституцией, дополним, поправим, улучшим, – отметил Владимир Бублик.
Главный научный сотрудник, председатель учёного совета Института философии и права УрО РАН Виктор Руденко:
– Устав Свердловской области – серьёзный документ, работать над ним надо тщательно, и это всегда коллективный труд. Нужно рассматривать социальные гарантии. В новой Конституции они предусмотрены. У нас в области свои компетенции, и мы должны привести Устав в соответствие с Конституцией. Это затронет практически все главы Устава, исключением можно назвать областные нормы по защите прав человека. То, что не менялось, затронуто не будет. По остальным вопросам нужно садиться и внимательно смотреть каждую статью, – отметил Руденко.
Виктор Руденко также привёл в пример механизм по внесению изменений в областные законы, который похож на тот, который будет использован рабочей группой по изменению Устава.
– Когда принимают какой-либо федеральный закон, отдел по мониторингу Института регионального законодательства отслеживает изменения. После этого готовится инициатива по внесению изменений в областные законы. Здесь будет примерно та же схема, – пояснил председатель ученого совета Института философии и права УрО РАН.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 No1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».