На днях в российском парламенте состоялись стенания о безвременно уходящей от нас прессе. Ревели, всхлипывали или скупо смахивали слезу почти все выступавшие.
Тон мероприятию с пафосным форматом парламентских слушаний на тему «Бумажная пресса. Перспективы развития в России» задал бессменный вождь ЛДПР Владимир Жириновский, который в приветственном слове сравнил прессу с гужевым транспортом, ушедшим в прошлое по причине технической революции.
– В этом не виноваты ни журналисты, ни власть. Вы честно и хорошо работали, но ваше время ушло. Все читают Интернет, – сказал Владимир Вольфович. После этих слов можно было бы и разойтись, но привычка жить взяла-таки верх. Собравшиеся хотели растянуть прощание хотя бы до следующего бюджетного года.
Отношение россиян к тому, что происходит и говорится в Москве, как правило, ответственное и даже сакральное. Этим воспользовались хитрые жители столицы, которые собрали россиян в малом зале Госдумы. Никто не собирался ничего серьёзно обсуждать, но галочку поставили. Доклады ответственных чиновников были уже многократно прочитаны на других площадках и никакой особой новизной не отличались. Прочие выступавшие делились в основном эмоциями. Никакой повестки в раздаточных материалах не было, как не нашлось ни регламента выступлений, ни списка докладчиков. А зря. Если бы утвердили регламент, приветствия крупных руководителей заняли бы чуть меньше, чем две трети времени из трёх часов, отведённых для преодоления катастрофы на газетном рынке.
Уже упомянутый Жириновский действительно зажёг. Все загорелись и начали с ним спорить. К сожалению, он этого уже не услышал, поскольку покинул зал задолго до начала выступлений представителей отрасли. Счастливчиком оказался лишь Алексей Волин, заместитель министра связи РФ, подошедший к трибуне вслед за политиком всех времён и народов. Его Владимир Вольфович своим вниманием не обделил, даже задал вопрос. Неудобно же уходить сразу после своего спича.
А вопрос Вольфович задал не в бровь, а в глаз! Сколько непроданных тиражей списывается в России? Цифру никто не назвал. Но о десяти процентах, которые можно списать по налоговым нормам, напомнили и президент Союза издателей Сергей Моисеев, и медиамагнат Виктор Шкулёв, и исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей Сергей Лапенков. Остановились на том, что надо бы поднять процент списания до 30, хотя в США и других… развитых странах убытки издателей вообще никого не интересуют и там можно списать вообще весь тираж.
– Хорошо бы оставить для издателей льготную ставку НДС, – минорно продолжил дискуссию Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати. Возможно, он уже что-то знал о намерениях недоброжелателей печатных СМИ уравнять газеты с другими товарами. Сохранить бы что есть – квинтэссенция выступления главы Роспечати несколько не совпала с темой заседания, где в заглавии звучало слово «развитие».
Не обнадёжил собравшихся в отношении их перспектив и заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин, который недвусмысленно дал понять, что ужесточение законодательства о СМИ обязывает эту структуру шире применять санкции. Как это поможет развитию прессы, он не уточнил.
Немного разрядил обстановку главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк, который, продолжая заочную дискуссию с ушедшим Жириновским, поставил под сомнение его тезис о том, что наши люди читают только острые критические материалы, а остальное им мало интересно:
– Если бы это было так, то «Новая газета» имела бы миллионные тиражи, – сказал напоследок представитель издательства, действительно имеющего миллионы читателей.
Так зачем же собирались? Да хотя бы для того, чтобы обозначить отрасль на экономической и политической картах России. Издатели, которые по оценкам Волина и Шкулёва получают в год порядка 80 миллиардов рублей выручки, имеют право на те же меры поддержки, какие, например, существуют для образования, культуры или сельского хозяйства. Не для единичных предприятий, а для отрасли в целом. Вот именно за возможность это озвучить и стоит сказать простое человеческое спасибо председателю Комитета Госдумы по информационной политике Леониду Левину, инициатору и ведущему парламентских слушаний.
PS: Особая благодарность – сыну королевского мушкетёра Сергею Боярскому, который бросил перчатку либерал-демократам и заступился за прессу:
– В Думе есть партия, которая ценит силу печатного слова. Это «Единая Россия». Мы будем вас поддерживать, – твёрдо пообещал издателям Сергей Михайлович.