Значительная часть изменений, вносимых в Основной закон, в соответствии с законопроектом о поправках к Конституции РФ, касается перераспределения полномочий между ветвями власти.
Напомним, что ещё в ходе работы над поправками и в рабочей группе, и в федеральном парламенте, и в законодательных собраниях регионов, и в обращениях граждан отмечалось, что изменения эти нужны и необходимы для нашей страны, поскольку вызваны давно назревшим общественным запросом на дальнейшее укрепление демократических основ государственного устройства РФ.
Такому запросу отвечают, в частности, поправки, предусматривающие повышение роли Конституционного суда (в том числе при рассмотрении дел о нарушениях конституционных прав граждан), расширение полномочий Госдумы и Совета Федерации при формировании правительства, закрепление положения о невозможности одному лицу занимать должность Президента страны более двух сроков – без слова «подряд», записанного в ныне действующем Основном законе.
Однако вносимые изменения не означают перемещения основных властных полномочий от президента к парламенту. Ведь принятая в 1993 году Конституция РФ в основе своей не меняется, а значит, как выразился заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев, «президентская форма правления остаётся незыблемой, потому что альтернативы ей в России не существует». Да и Владимир Путин отмечал на встрече с рабочей группой, что парламентская форма правления в нашей стране на сегодняшнем этапе её развития не может быть использована. По его словам, в некоторых странах традиционной парламентской демократии в Европе годами не могут сформировать правительство, а для такой огромной страны, как Россия, это просто неприемлемо.
Поэтому, несмотря на расширение полномочий парламента при назначении председателя и членов правительства, за президентом остаётся право определять задачи и приоритеты деятельности кабмина, отстранять от должности премьера, его заместителей и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или в связи с утратой доверия. За президентом остаётся также прямое руководство Вооружёнными силами и правоохранительной системой страны.
Заметим, что на этапе работы над поправками поступало предложение вообще отменить все ограничения по срокам пребывания одного человека на посту высшего должностного лица государства. Но это предложение не прошло, и решено право одного человека занимать должность Президента ограничить двумя сроками. Однако в соответствии с ещё одной поправкой, принятой по инициативе депутата Госдумы Героя Советского Союза Валентины Терешковой, первым сроком для главы государства будет считаться избрание на первых президентских выборах, проведённых после вступления в силу изменений в Конституцию.
Эта поправка, по словам лидера фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ Сергея Неверова, даёт право Владимиру Путину выдвинуть свою кандидатуру на следующих выборах, а отнюдь не право оставаться в этой должности пожизненно. Причём нарушения норм демократии в данном случае нет. Те, кто против переизбрания Владимира Путина в 2024 году, могут высказаться об этом дважды – и на всероссийском голосовании по поправкам, и на президентских выборах. Впрочем, захочет ли он сам через четыре года баллотироваться в президенты, ещё неизвестно.
Пока же данные опросов общественного мнения показывают, что большинство россиян поддерживают все предложенные поправки к Конституции, включая «обнуление» срока ныне действующего главы государства. Например, заслуженный юрист России, Почётный гражданин Свердловской области Иван Овчарук, комментируя документ, заявил, что за «поправку Валентины Терешковой он готов проголосовать двумя руками».
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».