Сопредседатель рабочей группы по внесению поправок в Конституцию, депутат Госдумы от Свердловской области Павел Крашенинников дал большое интервью газете «Коммерсант» о том, какие поправки к президентскому законопроекту сегодня поступают и на что они могут повлиять. «Облгазета» выбрала пять самых важных тезисов.
ОБ ОБЩЕНАРОДНОМ ГОЛОСОВАНИИ. У нас есть представления о том, как будем организовывать процесс, но нет нормативной определённости. Референдум мы не имеем права организовать, потому что по Конституции он проводится по первой, второй и девятой главам. Избиркомы не наделены функциями проводить общероссийское голосование. Нам надо дать им такую компетенцию, указать саму процедуру. Это во второй статье законопроекта. И подпись президента юридически значима, потому что запускает вторую статью. Избирком подводит итоги. Если граждане говорят да, президент обнародует этот закон. Если граждане не проголосуют за него, президент не будет его обнародовать.
О ГОССОВЕТЕ. По нему будет отдельный закон. Мы сейчас обсуждаем, нужен ли федеральный закон или федеральный конституционный закон. Но должен быть именно закон, а не указ. Нам сейчас присылают различные предложения по Госсовету, очень иногда интересные. Мы их все будем рассматривать. Когда будет приниматься этот закон по Госсовету, не знаю. Не уверен, что в этом году.
О СКОРОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОПРАВОК. Концепцию закона руководитель страны изложил во время послания (Федеральному собранию. – Прим.ред.). До послания, что греха таить, подготовка этих текстов уже шла. Зазор по сроку между внесением и первым чтением был действительно короткий, но для нас важно понимать, что мы не можем вносить поправки до первого чтения. Сейчас у нас в рабочей группе, как вы знаете, идут жаркие дискуссии. Я боюсь порой, что до рукоприкладства дойдёт. К нам приходят с такими пачками, и мы смотрим их все. На данный момент – 133 поправки.
О НАЗНАЧЕНИИ КАБМИНА. По новому проекту процедура такая: премьер предлагает, дума утверждает, и тогда кандидатуры поступают к президенту. А если дума не утверждает, то кандидатуры к президенту не «идут», и он не может провести назначение. Направление должно быть такое: все должны отвечать за что-то, ответственность за решение должна быть и у исполнительной, и у законодательной ветвей власти.
ОБ ОТКАЗЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЕСПЧ. Признание норм международного права — это не придумка Конституции 1993 года. Даже в советское время в актах гражданского законодательства был указан приоритет международного права (ГК РСФСР 1964 года). В проекте речь лишь идёт о том, когда международный статут принимает решение, которое противоречит нашей Конституции, тогда выполняется наш Основной закон.