На днях на Евразийском женском форуме в Санкт-Петербурге обсуждали, как привлечь больше россиянок к труду. В частности, минтруд намеревается снять ограничения для женщин на работы в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте. Представительницы прекрасного пола смогут также водить большегрузные автомобили и спецтехнику. По мнению министра экономического развития РФ Максима Орешкина, рост женской занятости помог бы стране нарастить ВВП на четыре процента и обогнать Германию. «Облгазета» спросила у свердловских депутатов, нужно ли женщинам активнее строить карьеру и пробовать себя в традиционно мужских профессиях.
– Российская женщина и так много взваливает на свои плечи. Не хочу оскорбить чувства мужчин, но зачастую они не могут или не хотят быть опорой семьи. Женщина всё чаще берёт эту роль на себя, осваивает всё новые профессии. Она уже давно взяла на себя образование и торговлю, сейчас берёт медицину. У меня сын учится на четвёртом курсе медуниверситета, в группе он единственный юноша. Идут женщины и в чисто мужские профессии. Например, к нам в детский сад женщина привозит хлеб на своей газели. Есть женщины и среди водителей маршрутных такси. Примут закон – увидим россиянок и на фурах, и на кораблях. Они, я уверена, справятся. Только нужно ли это семье, обществу и им самим? Искренне желаю женщинам почаще думать о себе и о своём здоровье, выбирать ношу по силам.
– Я против любых запретов для женщин, в том числе на работу по той или иной специальности. Экономическая активность женщин имеет смысл, если она приводит к увеличению благосостояния. Рост благосостояния женщины должен увеличить рождаемость. Я считаю, что наши женщины мало рожают, потому что испытывают финансовые трудности.
– Сегодня сложно прогнозировать, какие профессии в ближайшем будущем останутся чисто женскими или чисто мужскими. Улучшение условий производства, максимальная автоматизация большинства операций, внедрение цифровых технологий стремительно меняют картину мира. Безусловно, ещё остаются специальности, требующие тяжёлого физического труда, которые по силам даже не каждому мужчине. Есть вредные производственные факторы, воздействие которых опаснее именно для женщин. Но можно привести и примеры, где границы гендерной принадлежности профессий стираются. Использование женского труда в горячих цехах, на грузоподъёмных механизмах ограничено. Но если заглянуть в застеклённую кабину современного крана, понимаешь: не каждый люксовый автомобиль так оборудован. Здесь кондиционер, эргономичное регулируемое кресло, джойстик вместо промасленных рычагов управления, жидкокристаллический дисплей. И такие процессы, качественно меняющие трудовую функцию, будут активно развиваться.
– Прежде чем открывать женщине путь к новым профессиям, надо создать для неё условия. Ранее я работал в профтехобразовании, обучал молодёжь токарному делу. Среди учащихся было много талантливых девушек, они впоследствии выбирали машиностроительные профессии. И сейчас, если у женщины есть способности и желание овладеть техническими специальностями, надо дать ей эту возможность. Но некоторые профессии должны остаться мужскими. Например, в нашей управляющей компании самый тяжёлый физический труд у слесаря на обслуживании домов. Неправильно принимать на эту работу женщин, да и вряд ли кто-то из них мечтает работать в подвалах.
– Необходимо строить кадровую политику не по гендерному признаку, а по задаткам человека, предрасположенности его к какому-либо занятию. У нас есть женщины, строящие карьеру в авиации, других технических сферах. Я сама на досуге не занимаюсь вязанием – больше тянет к машинам. Так что выбор профессии должны регулировать способности человека. А вот на руководящих должностях женщины могут принести много полезного. Где появляется женщина-руководитель, там всё приводится в порядок, ведь они более хозяйственны и терпеливы.