В ноябре прошлого года после затяжного политического кризиса посёлок Атиг Нижнесергинского района обрёл главу — им стал екатеринбуржец Сергей МЕЗЕНОВ. Глава муниципального образования рассказал, как принял решение работать за 90 километров от дома, почему муниципальные служащие должны быть в четыре раза подкованнее федеральных и как со среднегодовым бюджетом в 30 миллионов рублей решить насущные проблемы дотационного рабочего посёлка, которые копились годами.
— Я екатеринбуржец в третьем поколении, — рассказывает Сергей Мезенов. — За время работы в Уральском управлении Ростехнадзора успел познакомиться со многими руководителями муниципалитетов и трудовыми коллективами предприятий. В Атиге меня очень заинтересовал глава посёлка Владимир Морозов, который импонировал мне своей заинтересованностью в решении поселковых вопросов, и коллектив администрации — маленький, но очень сплочённый. В 2015 году я принял предложение Владимира Сергеевича занять пост его заместителя. А когда у него закончился срок полномочий, по уставу исполнение соответствующих полномочий было возложено на меня.
— Во время новых выборов главы в посёлке начался затяжной политический кризис, который до боли напоминает «двоевластие» в Богдановиче летом прошлого года. Конкурс удалось провести только с третьей попытки, часть народных избранников в ультимативном порядке покинула думу, а четыре из оставшихся шести возложили полномочия главы муниципалитета на вице-спикера — позднее Свердловский областной суд признал это решение и состав думы неправомочными. Почему так получилось?
— Причина была в том, что представительный орган разделился на два противостоящих лагеря, и вместо решения жизненно важных вопросов посёлка часть депутатов отстаивала личные интересы. Ситуация была хуже, чем в Богдановиче: доходило до драк и взламывания замков, попыток получить служебные документы, штампы, печати и ключи от служебных помещений, приходилось даже вызывать полицию. Никто не задумывался, как мы будем проходить отопительный период, принимать бюджет. Больше чем на полгода посёлок остановился в своём развитии. Но как бы то ни было, политический кризис мы пережили, и точку в этом споре поставил Верховный суд РФ.
— После банкротства Атигского машиностроительного завода в 2002 году жители начали озвучивать опасения, что рабочий посёлок может превратиться в дачный…
— Отсутствие крупного градообразующего предприятия не значит, что посёлок не должен развиваться. Многие действительно сейчас покупают дома на территории Атига. Сначала их используют как дачу, а когда выходят на пенсию, переезжают сюда на постоянное место жительства. А почему нет? Посёлок, прежде всего, должен быть чистым и удобным для проживания, и если здесь хотят иметь дачу — то это неплохой знак. При этом необходимо отметить, что посёлок имеет развитую инфраструктуру: отделение почтовой связи, отделение Сбербанка, общеобразовательная школа, два детских сада, отделение МФЦ, магазины крупных торговых сетей, аптеки, открылась газовая заправочная станция, строится автосервис и др.
Вместе с тем обычное жилищное строительство не останавливается. Благодаря помощи области отмежёван новый жилой микрорайон и предоставлены земельные участки льготным категориям граждан. Готов проект планировки межевания ещё одного микрорайона. В сумме это больше 300 земельных участков — то есть как минимум 600 человек останутся на территории посёлка.
— Время от времени в «ОГ» поступают вопросы от жителей Атига на тему благоустройства посёлка…
— Благоустройство — дело не одного дня. Когда я пришёл на должность заместителя главы администрации, основными направлениями работы в посёлке являлись состояние дорог и освещение территории — за два года большая часть данных вопросов решена. Сейчас одно из главных направлений — это газификация посёлка. Ведётся реализация первого этапа газификации — строительство 7,5 километра газопровода низкого давления, который обеспечит газом частную жилую застройку.
Второй проект — строительство очистных сооружений. Дело в том, что качество воды — это проблема не только Атига, но и муниципальных образований, расположенных ниже по течению реки Серги — Нижних Серёг, и Михайловска, и в том числе природного парка «Оленьи ручьи». Надеюсь, в ближайшее время приступим к строительству очистных мощностью 370 кубометров в сутки.
— В прошлом году читатели «ОГ» жаловались на то, что в посёлке уже лет десять нет Дома культуры.
— Открытие Дома культуры состоялось в конце января. В трудные времена у администрации не было возможности содержать досуговый центр, и очаг культуры был утрачен. Было приобретено здание в муниципальную собственность и проведён капитальный ремонт — сейчас там есть и актовый зал, и спортзал, и помещения для кружковых занятий.
Нельзя забывать и другое важное направление — спорт. У нас прекрасные юношеская и взрослая хоккейные команды, являющиеся лидерами в районе, а заниматься им по большому счёту негде. Поэтому необходимо построить хоккейный корт и спортзал, с учётом обещания, данного главой Нижнесергинского муниципального района Валерием Еремеевым, который пообещал атигцам в рамках модернизации школ реконструировать школьный стадион. А ещё есть задумка построить лыжную базу: посёлок находится в окружении лесов.
— В чём, на ваш взгляд, главные проблемы небольших сельских территорий?
— Основная проблема — это дефицит квалифицированных кадров. Или нет нужных специалистов, или коллектив сложился, но не успевает за увеличивающимися требованиями законодательства и технической подготовки, которые растут с каждым днём в геометрической прогрессии.
Своим коллегам иногда напоминаю: вы должны быть подкованнее федеральных служащих в четыре раза. Федеральный служащий руководствуется только федеральным законодательством, в региональных органах власти — ещё и законодательством субъекта Российской Федерации. Значит, он должен быть, в два раза подкованнее. На уровне поселения к этому добавляются нормативные правовые акты муниципального района. Поэтому специалист на территории должен быть «универсальным солдатом» (с учётом малочисленности администраций поселений), знающим не только федеральное и областное законодательство, но и нормативно-правовую базу органов местного самоуправления района и посёлка. А таких специалистов никто не готовит.