Глава Бисертского городского округа Валентина Суровцева — единственная женщина среди руководителей 20 муниципалитетов Западного управленческого округа. Главная хозяйка округа уверенно чувствует себя в элегантных платьях, но свои обязанности не делит на «мужские» и «женские», равняясь в работе на коллег-мужчин. Валентина Сергеевна возглавила территорию два года назад, и сейчас её маленький городской округ — в числе лучших по вводу жилья, благоустройству и развитию инвестиционного потенциала территории.
Досье «ОГ»: Валентина Суровцева
— За 25 лет работы в Бисертской средней школе вы прошли путь от учителя биологии до директора. Почему же решили так кардинально сменить профессию?
— Почему же кардинально? И педагог, и директор, и глава обеспечивают стабильность на вверенной им территории, просто масштабы различаются. Если честно, в детстве, например, я мечтала не учить, а лечить: восхищалась работой людей в белых халатах. Но в последний момент передумала поступать в медицинский вуз и подала документы на биологический факультет, о чём нисколько не жалею. Вот и два года назад я не стала отказываться от шанса, который предоставила судьба. Но о том времени, когда работала в школе, не забываю. Люблю бывать на школьных мероприятиях, а самый обычный урок, который раньше казался обыденным, теперь кажется таким счастьем! А педагогические навыки очень помогают в работе с людьми. Правда, иногда обижаются на требовательное отношение. Но ведь и с себя я спрашиваю так же строго: работа главы — такая же, как и все остальные, только ответственность — ещё выше: над нами — больше 20 надзорных органов и общественных организаций.
— В августе в Бисерти пришлось провести довыборы в думу городского округа из-за того, что четыре депутата сложили свои полномочия. Тоже из-за требовательности?
— Двое депутатов сдали мандаты ещё в 2012 и 2013 годах. В этом году полномочия сложили ещё четыре человека, с которыми мы успешно сотрудничали во время моей депутатской работы. Коллеги начали пропускать заседания думы и срывать кворум, прикрываясь политической позицией, и я просила их только об одном: просто приходить. Спорить, голосовать против (а как ещё рождается истина?), но — приходить. Люди ведь не задумываются о том, как взаимодействуют ветви представительной и исполнительной власти. Им важно, чтобы в доме было тепло, младшего сытно кормили в детском саду, а старший занимался в добротном спортзале. И я искренне рада, что нам удалось наладить командную работу обновлённым составом.
— Женщин среди глав муниципалитетов значительно меньше. Не боялись взваливать на хрупкие плечи житейские заботы целой территории?
— Более того, я единственная женщина-руководитель муниципалитета в Западном управленческом округе. И к коллегам-мужчинам из остальных территорий в любой момент могу обратиться за советом или помощью. Особенно дружно живём с нижнесергинцами. Муниципальное образование Бисертское выделилось из состава Нижнесергинского района двадцать лет назад, а статус городского округа получило 11 лет назад. Ряд служб — до сих пор общие. На шутливый вопрос: «Обратно присоединиться не желаете?» качаю головой: пусть наш бюджет невелик, но мы — его хозяева. Не ждём, как и когда распределят средства, а рассчитываем их сами.
— Другие дотационные территории часто жалуются на нехватку средств…
— Эффективнее не жаловаться, а решать проблемы по мере их поступления. У нас главная проблема — отсутствие градостроительных предприятий. В советские времена леспромхоз и завод «Уралсельмаш» славились на весь Советский Союз. Леспромхоз ослабили многочисленные переходы из рук в руки, а процедура банкротства завода идёт уже лет десять. Зато небольшие предприятия идут в территорию охотно. Предприятие по переработке моторных масел после смены собственника обеспечило рабочими местами 30 человек и уже заключило первый договор с крупным заказчиком.
Один из первых в области производителей тёплых полов переводит в Бисерть предприятие из Китая. Будет в посёлке и молокозавод (инвесторы готовы перерабатывать молоко от местных производителей по две тонны в сутки и параллельно заняться выращиванием карпов). Успешные примеры замещения импортных товаров местными у нас перед глазами: наши сельхозпроизводители в селе Киргишаны снабжают земляков мраморным мясом и молоком.
— В каких-то государственных программах участвуете?
— Во всех, которые существуют на федеральном уровне. По программе капремонта в этом году ремонтируют три дома: новенькие крыши видно прямо из окон моего кабинета, а ведь ещё в прошлом году они были в удручающем состоянии. Самая нашумевшая в СМИ программа — переселение из аварийного жилья — тоже проходит спокойно: старые дома на новостройку уже сменили 217 человек. Если во время руководства школой я не могла найти подрядчика на капремонт спортзала, то в этом году заявилось сразу 20 организаций. Небольшие фирмы, которым сложно занять нишу в Екатеринбурге, стремятся зарекомендовать себя и закрепиться в небольших территориях. Стартует программа по ремонту гидротехнического сооружения на Бисертском пруду. Набережной этого красивейшего водоёма любуюсь постоянно.
— А другие любимые места в посёлке есть?
— Дом и школа. Дом мой — самый обычный, но оттуда открывается чудесный вид на Бисерть. Как и с крыши школы № 1, строительство которой я курировала: не площадка, а целый аэродром!
— С удивлением для себя обнаружила, что в конце 20-х в Бисерти начал политическую карьеру Леонид Ильич Брежнев…
— О том времени, которое будущий генсек провёл в посёлке, спрашивают часто. Сам Брежнев, к слову, почти не вспоминал этот период, хотя именно здесь, в здании музея (бывшего райкома), он был принят в кандидаты партии. В Бисерти (а не в Свердловске, как обычно пишут) родилась и его дочь Галина.
Но история Бисерти — гораздо богаче. В прошлом году посёлок прощался с солдатом Иваном Елисеевым, который без вести пропал в Великую Отечественную во время последнего боя в Карелии: поисковый отряд нашёл останки и чудом сохранившийся медальон нашего земляка. Очень горжусь молодыми специалистами, которые пишут сегодняшнюю историю округа. Я 25 лет посвятила работе в школе, так что многие из них — мои выпускники. Зарплаты у нас невысокие (средняя — 15 тысяч), а задач много. Хотелось бы, чтобы молодёжь чаще возвращалась домой: вакантные места для бюджетников есть. Но выбор всё равно делают в пользу мегаполиса. У меня старший сын живёт в Бисерти, а младший — в Екатеринбурге. Считает, что перспектив там больше, но ведь и жизнь там дороже.