В четверг, 8 октября, губернатор Евгений Куйвашев встретился с главами четырёх городов-спутников областного центра. На встрече обсуждали проект агломерации «Большой Екатеринбург», в которую войдут Арамиль, Берёзовский, Верхняя Пышма и Среднеуральск. Проект начал приобретать реальные очертания. Мэры городов рассказали «ОГ» об итогах встречи и главных для себя тезисах.
Евгений Писцов, глава Берёзовского городского округа:
— В отношении проекта агломерации под рабочим названием «Большой Екатеринбург» появилась политическая воля на уровне областного правительства — это главное. Речь не идёт о механическом объединении муниципалитетов с дальнейшей ликвидацией городов-спутников, об этом губернатор тоже заявил прямо и недвусмысленно. Меня порадовало то, что есть желание организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон. Сейчас мы на первом этапе — предстоит составить генплан. Губернатор поручил создать экспертный совет с привлечением специалистов из всех муниципалитетов, входящих в агломерацию. В течение недели мы должны подать заявки. В совет войдут представители администрации, думы и бизнеса — поскольку привлечение бюджетных средств предполагает и кратное привлечение внебюджетных. Экспертный совет сформулирует задание на разработку этого генплана. Специалисты пропишут, что необходимо учесть проектировщикам. Когда генплан обретёт конкретные очертания, всё это будет заложено в основу программ стратегического развития агломерации. Например, до 2020 года построить дорогу, вот её параметры: количество полос движения, протяжённость, сметная стоимость, источники финансирования. Всё будет прописано в конкретных мероприятиях, которые станут задачами для участников этого процесса. О сроках реализации проекта говорить пока рано, главное — мы приступили.
Борис Тарасов, глава городского округа Среднеуральск:
— Когда проект агломерации обсуждали на Иннопроме, Герасименко (глава Арамиля. — Прим. ред.) даже шутя возмутился: почему «Большой Екатеринбург»? Давайте назовём «Большой Арамиль», наш город старше. А если серьёзно, главы тогда высказывались критически. Но меня порадовало, что все наши опасения были услышаны. Мы говорили, что готовы сотрудничать, но это значит — работать в едином ключе. Пока никакой конкретики нет. Это совещание было установочным, губернатор поставил всех в известность, что начинаем такую работу.
Владимир Герасименко, глава Арамильского городского округа:
— За три месяца, прошедших после дискуссии по «Большому Екатеринбургу» на Иннопроме, сформировалась чёткая концепция объединения областного центра и ближайших к нему городов. Ни о каком физическом поглощении мегаполисом ближайших муниципалитетов речи быть не может: мы будем объединять ресурсы и совместно развиваться в рамках генплана. Перед всеми городами-спутниками особенно остро стоят вопросы жилищного строительства, транспортного обслуживания, строительства новых дорог, мостов и развязок. Около 40 процентов жителей Арамиля каждый день ездят на работу в Екатеринбург на личном или общественном транспорте. А теперь представьте, что до уральской столицы можно будет добраться на высокоскоростном трамвае — такая задумка сделает маятниковую миграцию по-настоящему «безбарьерной». В числе более серьёзных проектов — вторая очередь «Титановой долины». В рамках агломерации реализовать такие проекты будет значительно проще и эффективнее. Например, если строится дорога на территории Екатеринбурга и Арамильского городского округа, частный бизнес начинает скупать земли и продавать их государству втридорога. А в рамках генплана мы зарезервируем эту землю для нужд муниципалитета и государства и построим дорогу с минимальными затратами. Пока в состав «Большого Екатеринбурга» включены четыре муниципалитета, но в перспективе к нам могут присоединиться и города «второго пояса» — Первоуральск, Дегтярск, Сысерть, Ревда.
Александр Романов, глава городского округа Верхняя Пышма:
— Я придерживаюсь позиции: «Что хорошо для области и России в целом, то хорошо и для нашего города». «Большой Екатеринбург» — один из таких позитивных проектов, поскольку даёт толчок к экономическому развитию региона. Мы были тесно связаны с уральской столицей ещё до появления идеи об агломерации. Важно, что каждый муниципалитет сохранит свою самостоятельность, но при этом мы сможем на основе межмуниципального партнёрства сообща решать проблемы и развивать территории в рамках единого генерального плана. Тысячи людей живут в Верхней Пышме, а работают в Екатеринбурге, и наоборот. Поэтому наверняка жители этих городов оценят идею создания трамвайной линии, которая соединит Уралмаш и Верхнюю Пышму между собой, разгрузит автомобильную трассу и снимет напряжённость на автобусных маршрутах. Разработкой этого проекта, как и многих других, будет заниматься специальная рабочая группа.