Завтра в Махнёвском муниципальном образовании состоятся выборы депутатов: на десять мандатов претендуют 45 кандидатов. Обновлённый состав думы до конца сентября должен будет выбрать единого мэра, который совместит функции главы муниципалитета и главы администрации. Крест на двуглавой системе выборов народные избранники поставили месяц назад, отправив в отставку сити-менеджера Николая Бузаня. Победителю конкурса на должность главы (сейчас заявки подали семь кандидатов) предстоит разобрать целый ворох вопросов, накопившихся за время «двоевластия».
— Игорь Михайлович, в чём заключались претензии депутатского корпуса к сити-менеджеру?
— Официально главу отправили в отставку без объяснения причин, по 278-й статье Трудового кодекса, но претензий, особенно за последний год, накопилось много. Основная — неподчинение думе: её решения глава администрации воспринимал как рекомендательные и часто просто игнорировал. Элементарно: депутаты находят в бюджете средства на строительство детской площадки, переносят их с одной статьи на другую. А в финансовом отделе по факту это решение не исполняется. Долги квартиросъёмщиков за коммуналку в последнее время выросли до трёх с лишним миллионов — работа в этом направлении вообще не велась.
— Тогда почему дума решила разорвать контракт только полтора месяца назад?
— На самом деле, о «советской системе» выборов (когда кандидатов на должность единого мэра отбирает совместная комиссия из депутатов и представителей администрации губернатора, а потом дума утверждает кандидатуру — Прим. ред.) говорили ещё в прошлом году, но дальше обсуждений дело не заходило: не все были готовы что-то менять. В июле и вовсе сказали, что нецелесообразно снимать сити-менеджера за месяц до выборов. На носу, мол, отопительный сезон, а муниципалитет остаётся без хозяина. Тем более, что вслед за сити-менеджером в отставку подали два его заместителя (по экономике и ЖКХ и по социальным вопросам) и руководитель финансового отдела, которая перед уходом просто заблокировала компьютер с документацией и «забыла» передать право подписи другому сотруднику. Но без руководства администрация не осталась: на переходный период дела передали временно исполняющему обязанности сити-менеджера, так что работа администрации идёт в прежнем режиме.
— На подготовке к отопительному сезону перемены не сказались?
— Готовность к запуску тепла — практически полная: 12 котельных готовы к работе, ещё на одной убрали трубу. Заменить её до начала отопительного сезона не успеют, поэтому вместо этой котельной будет работать другая, газовая.
— Жители шестого избирательного участка направляли в ваш адрес ультимативное письмо, в котором отказались идти на выборы депутатов, пока не решится вопрос с качеством питьевой воды. Его копию они присылали и в редакцию «ОГ». Почему проблема не решается на протяжении нескольких лет?
— С 2013 года в Махнёво действует муниципальная программа «Чистая вода». Но поскольку наш бюджет на 82 процента является дотационным, собственных средств не хватает. Очистные не ремонтировали с 80-х годов, трубы тоже пришли в негодность, и нужна полная реконструкция и модернизация. Трубы между домами меняют на пластиковые, а в самих домах стоят старые. В итоге вода из кранов так и бежит мутная. Ни в одном микрорайоне пока нет воды, которая по ГОСТу считалась бы питьевой. Но в прошлом году дело пошло на лад: муниципалитет получил 60 миллионов рублей на строительство очистных — их уже запустили. До декабря в микрорайоне «Совхоз» появится водоочистная станция. Подрядчики уже сделали замеры, после экспертизы проекта займутся установкой.
— А сами вы какую воду пьёте?
— Пока только привозную, в пятилитровых канистрах. Местная вода на вкус обычная, но показателям качества не соответствует.
— «Чистая вода» — одна из восьми государственных программ, действующих в муниципалитете. Раньше их было 22. Почему так произошло?
— Чтобы войти в программу, муниципалитет должен подтвердить минфину, что он готов к софинансированию, хотя бы в размере десяти процентов. Но в прошлом году доходы местного бюджета уменьшились, и муниципалитет просто не потянул столько программ. В некоторые программы, например, по благоустройству территорий, не попали опять же из-за несогласованности действий с сити-менеджером: заявку подали позже указанного срока.
— В номере за 15 марта 2015 года «ОГ» писала, что в Махнёво осталась всего одна бригада скорой помощи. Недовольство местных жителей проводимой оптимизацией оправданно?
— Я считаю подогревание этой темы политическим пиар-ходом конкретных лиц накануне предвыборной кампании. Оптимизация прошла в полном соответствии с требованиями Минздрава РФ. Акцент делается на том, что в районной больнице сокращают медиков, но на деле оптимизация касается только технического персонала. Скажем, по нормативам на одну техническую служащую должно приходиться 200 квадратов территории, а в нашей больнице на 400 квадратных метров было шесть работниц. Врачи-специалисты у нас наперечёт, и «оптимизировать» их количество было бы безумием. Что касается сокращения бригады скорой помощи — месяц назад вторую «скорую» вернули.
— Одной бригады всё же оказалось мало?
— Проблема — в труднодоступности населённых пунктов муниципалитета. Нужен, например, ремонт асфальтовой дороги Верхняя Синячиха-Махнёво и щебёночной, от Махнёво до Болтово, на которой в паводок не проехать легковым автомобилям. Но отремонтировать их сами мы не могли — они областного значения. В следующем году начнём приводить их в порядок поэтапно. А до самого отдалённого населённого пункта — Калача, где сейчас живёт 13 человек, и вовсе можно доехать только по узкоколейке: по ней в посёлок добираются и медики, и депутаты. Периодически возникают сложности с оплатой из-за того, что часть дороги относится к Алапаевскому МО, а часть — к нашему.
— Что изменилось с тех пор, как в 2009 году Махнёво стало отдельным муниципалитетом?
— Раньше бюджет распределялся по остаточному принципу, сейчас распоряжаемся им самостоятельно. Вот итог: с 2009 года не осталось ни одного неотремонтированного садика или школы, привели в порядок больницу (ещё один плюс оптимизации). К декабрю будет достроен садик на 160 мест — при очереди в 148 человек. Занялись очистными, которые не работали с 80-х годов. Газификация идёт в Измоденово и готовится в селе Мугай и махнёвском микрорайоне «Мирный». В планах — стадион с твёрдым покрытием; замахиваться на ФОК, как в Верхней Синячихе, не стали: нам его не потянуть. Сейчас надо просто преодолеть этот переходный период и после выборов войти в новое русло. Надеюсь, что новый подход позволит избежать перекосов между ответственностью и полномочиями.