Мы спросили у местных депутатов, каких специалистов они ждут в своих сёлах и городах, и какими способами администрация их заманивает.
Анатолий Буравкин, заместитель председателя думы Тавдинского ГО:
— Труднее всего найти узкопрофильных специалистов — кардиологов, пульмонологов, фтизиатров. Таких врачей — буквально единицы. Одними зарплатами специалистов не привлечёшь: за деньгами предпочитают ехать в соседнюю Тюменскую область. А вот жильё — отличная мера поддержки. Год назад районную больницу возглавил молодой специалист из Тюмени, который взял курс на привлечение кадров. Сейчас капитально ремонтируется здание бывшего детского сада — к осени там должно появиться семь ведомственных квартир. Жильё будет предоставляться медработникам по договору социального найма, а через пять лет его можно будет приватизировать. Недостаёт и сельскохозяйственников — зоотехников, агрономов. Подавляющему большинству специалистов — за 50. Заботиться о мерах поддержки профессионалов по идее должны руководители частных предприятий, но не все готовы инвестировать в сотрудников.
Антон Парсюкевич, депутат думы Новоуральского ГО:
— В Новоуральске катастрофически не хватает инженеров. На предприятии можно обучиться сварочному или стропальному делу, инженера так вырастить нельзя — это профессиональное становление можно пройти только в вузе. Зато выпускников с дипломами юристов и экономистов, которые в итоге не работают по специальности — в избытке. В закрытых городах рынок труда ограничен, но при этом работодатели не могут восполнить дефицит нужных кадров. Не всегда удаётся удержать даже наших специалистов. Они благодарят за помощь в профессиональном росте и… уезжают зарабатывать в Екатеринбург. Разница ощутимая: в Новоуральске работник получает 25 тысяч, в уральской столице на той же специальности — все сорок. Есть проблемы и с медицинскими кадрами — опять же из-за разницы в зарплатах. Профессионалы уходят на пенсию, а заменять их молодыми кадрами сложно. Если практикующий хирург получает в 10 раз меньше, чем начмед, он не поедет на периферию, а останется в Екатеринбурге либо просто уйдёт из госучреждения в коммерцию.
Светлана Швед, заместитель председателя думы МО «Посёлок Уральский»:
— Недостатка квалифицированных специалистов у нас нет ни в одной сфере. Было время, когда не хватало педагогов, но сейчас проблему решили. В школу приехали работать семья молодых историков из Екатеринбурга и учитель математики из Каменска-Уральского. Администрация предоставила им квартиры по соцнайму, на зарплаты тоже жаловаться не приходится — они даже выше, чем в среднем по области. Ещё одно достоинство — комфортные условия жизни в нашем закрытом посёлке. Поэтому молодые кадры охотно возвращаются на родину — чаще всего это педагоги и экономисты.
Виктор Ильин, депутат думы Североуральского ГО:
— Кадровый голод везде. На муниципальные предприятия никого не можем найти, надо бы новых специалистов ставить, а мы только старых с места на место переставляем. В советские годы готовили настоящих мастеров своего дела, они были и в теории подкованы, и практика уже была за плечами достойная. Сегодня на работу берут с установкой «лишь бы не воровал». На молодых специалистов никто время тратить не хочет, потому что работают из принципа «после меня должно быть хуже, чтобы меня поминали добрым словом».
Валентина Бусыгина, председатель думы Артинского ГО:
— Врачей общей врачебной практики не хватает в сёлах: ОВП в Сухановке, Поташке и Старых Артях не укомплектованы до сих пор. Это при том, что молодым специалистам выплачивается компенсация в размере миллиона рублей и предоставляется служебное жильё. В селе Старых Артях, например, специально купили квартиру, чтобы привлечь медика. Но квартира всё ждёт, а специалист не едет. Оптимальное решение проблемы — целевые направления в вуз: молодые специалисты получают образование и возвращаются на малую родину для дальнейшей работы. В самом райцентре большинство целевиков намерены остаться в родных пенатах.