Из 94 глав муниципальных образований области — 13 в прошлом были педагогами. Накануне Дня учителя, который будет отмечаться завтра, главы рассказали «ОГ», что их связывает со школой и почему бывших педагогов не бывает.
Анатолий Марущак, глава Восточного сельского поселения:
– В пединститут я поступил, когда уже работал в школе – вёл физкультуру и труд. Спустя несколько лет меня переманили работать в колонию, там я был начальником по педагогической работе. Получается, в образовании я всю свою жизнь, стал главой, когда уже вышел на пенсию. На моей территории две школы, обе малокомплектные – Никольская и Аксарихинская – в ней, кстати, я и начинал свой профессиональный путь. Слава богу, их пока не закрывают, хотя они имеют типичные для всех малокомплектных школ проблемы. Я частенько задумываюсь о современном образовании, и мне кажется, что ЕГЭ себя не оправдывает, ребята надеются на метод тыка и совсем разучились рассуждать.
Татьяна Банникова, глава Сладковского сельского поселения:
– После института я сразу пришла в сладковскую среднюю школу и проработала там 29 лет. Сначала учителем химии и труда, затем заместителем директора по внеучебной работе и 15 лет – непосредственно руководила школой. Молодого педагога в школе тогда встречали очень торжественно, представляли на общей учительской конференции, вручали цветы. Химия – непростой предмет, но я старалась прививать интерес к этой науке. Некоторым моим ученикам эти знания особенно пригодились в жизни. Одна девочка поступала в институт, сдавала экзамен по химии, и ей сказали, что не верят, что в сельской школе можно так подготовиться.
Елена Плохих, глава Верх-Нейвинского ГО:
– До сих пор каждый год в День учителя получаю цветы. В 1990 году я окончила Нижнетагильское педучилище и по распределению поехала в село Быньги. Работала там три года учителем младших классов, а затем перешла в Верх-Нейвинскую школу. Общий педагогический стаж – 15 лет. В марте 2012 года была избрана главой городского округа. Один из избирателей дал тогда такой наказ: «Ещё недавно вы были учителем в школе, теперь будете учительствовать в посёлке».
Бывших учителей не бывает, и педагогическая практика мне в работе пригодилась не раз. На этой работе, как и на прежней, нужны собранность, обязательность. Моим первым выпускникам уже 32 года. Всех помню, со многими общаюсь. Одна из моих отличниц – Юля Багарякова сейчас работает моим помощником в мэрии.
Наблюдая новые тенденции в образовании, не все из них поддерживаю. Ранее мы стремились давать детям образование, а теперь, как следует из принятого федерального закона, школа предоставляет образовательные услуги. Изменились, думаю, не только термины, но и понимание миссии учительства. С другой стороны, радует подход государства к мотивации труда педагогов. В нашем городском округе «дорожная карта» выполнена, рекомендуемые правительством показатели по средней зарплате учителей достигнуты.
Геннадий Вавилин, глава Дружининского городского поселения:
– В 90-е годы в Свердловском пединституте обучали педагогов допризывной военной подготовки. Этот курс был экспериментальным, туда принимали парней, ещё не служивших в армии, с обязательным условием заключения контракта и последующей службы офицером. Я служил в армии, затем в милиции и всего год отработал в школе – зарплата была маленькая. Правильная ли у нас сейчас политика в образовании, мы узнаём только спустя несколько лет, когда оглянемся назад. Но раньше, например, чтобы получить вторую категорию, выпускнику педуниверситета нужно было отработать год, а сейчас её дают сразу по приходу в школу.
Сергей Набоких, глава Качканарского ГО:
– Я родился и учился в Свердловске, а в Качканар приехал после окончания инженерно-педагогического института в 1987 году. Сначала работал тренером-педагогом в спортшколе. Через год возглавил её, но тренерскую деятельность продолжал. В общей сложности четверть века воспитывал молодых горнолыжников.
Если говорить о развитии образования в стране, то я уверен, что изменения слишком категоричны. Есть установки, которые нужно совершенствовать, но не отвергать. Видимо, это поняли и реформаторы. Возвращаются в экзаменационный процесс сочинения, ведутся разговоры о возвращении устного экзамена по иностранному языку.
Что касается образовательной среды в Качканаре, то с гордостью сообщаю, что здесь школьники получают знания не менее качественные, чем в столичных городах. Это не только моё мнение, но и регионального министерства образования. Об этом же свидетельствуют и многочисленные гранты наших педагогов и учащихся. Часто наши дети показывают высокие результаты на федеральном и международном уровнях. Многие выпускники качканарских школ поступают в престижные вузы. К сожалению, большинство молодых людей, получивших высшее образование в больших городах, на малую родину уже не возвращаются.
Людмила Пелевина, глава Байкаловского сельского поселения:
– Я много лет проработала в детском саду, как и моя бабушка, она тоже была заведующей. Я хорошо помню, как маленькая к ней ходила, ребятам книжки читала, мне очень нравилось. Раньше ребёнка можно было увлечь простой мозаикой, а сейчас его больше интересует компьютер. Вы не поверите, но правда идут дети-индиго, с совершенно другим мышлением! Они соображают гораздо быстрее взрослых. Нынешние воспитатели, конечно, отстают от этого поколения. Даже мне приходилось трудно в какие-то моменты. Но работа заведующей детским садом дала хороший опыт: это и общение с людьми, и особенности управления коллективом.
Сергей Селиванов, глава Тугулымского ГО:
– Мечта детства была – стать военным. И, окончив школу, я решил поступать в танковое военное училище в Челябинской области. Но на четвёртом по счёту экзамене мы с другом подумали: это ж 25 лет в сапогах, погонах, никакой свободы, строгий режим, куда мы пошли? Мы встали и ушли с экзамена. Долго нам документы не отдавали, потом всё-таки командир училища пошёл на уступку. Но мечта военного так и осталась нереализованной, я ведь тогда из солидарности с другом ушёл. Вернулся из армии и поступил в Свердловский педагогический институт на новое отделение – «Начальная военная подготовка и физическое воспитание». Потом по направлению приехал в школу посёлка Юшала, в свой родной Тугулымский район. С 1987 по 1998 год я там работал в качестве преподавателя и ещё два года директором школы.
Раньше градообразующие предприятия брали шефство над школами, у нас таким предприятием был Юшалинский деревообрабатывающий комбинат. Когда я приехал, мы с директором школы пришли к руководителю комбината, он положил ключ на стол и говорит: «Вот твоя квартира, работай на здоровье». Конечно, старшеклассницы на меня заглядывались. Сами представьте: я пришёл в военной форме, с лейтенантскими погонами, холостой, молодой. Но, как человек военный, я был довольно строгим учителем. В то время общий язык со школьниками было гораздо легче найти. Сегодня детки совсем другие, а преподаватели не успели подготовиться к этой новой формации. По школе сейчас не скучаю – для меня это уже пройденный этап.