Поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, которые вырабатывались в ходе широкого общественного обсуждения, приняты Государственной Думой, подписаны Президентом России и вступили в силу. Однако право выбирать тот или иной вариант устройства местного самоуправления, в том числе в крупных городах, федеральный закон делегирует региональным законодательным органам. Законодательному Собранию Свердловской области предстоит утвердить новую структуру местной власти, в том числе в самом крупном нашем муниципальном образовании, городе Екатеринбурге.
Напомню, что нынешний состав депутатов Екатеринбургской городской Думы избран по смешанной системе: по партийным спискам и по одномандатным округам. На одного депутата, избранного по одномандатному округу, приходится 60 тысяч жителей мегаполиса, при этом знают своего депутата в лучшем случае десять тысяч человек. Ещё меньше знают горожане депутатов, избранных по партийным спискам. Поэтому говорить о том, что народные избранники известны, а тем более доступны народу, сегодня не приходится.
Жители города узнают о своём депутате, только если он появляется на телеэкране, но при этом воспринимают его как лицо очень далёкое от их обыденной жизни. А ведь власть должна быть близкой и понятной населению. Я уверен, что так будет только в том случае, если депутаты по одномандатным округам в крупных городах будут избираться в районные Думы. Тогда число избирателей каждого из них не превысит пяти-шести тысяч человек.
Люди, выступавшие против реформы местного самоуправления, утверждают, что она потребует дополнительных финансовых затрат. Но я считаю, что дополнительной финансовой нагрузкой реформа не грозит. Ведь городские депутаты и так работают на освобождённой основе, а штат чиновников, особенно в районах, наоборот, сократится, так как отдельные полномочия района будут закреплены за городом. Оставшиеся полномочия в законе прописаны чётко и конкретно, а значит, людям будет проще контролировать деятельность и районных, и городских властей.
Приходилось также слышать опасения, что после реформы местного самоуправления у крупного города пропадёт стимул к инвестиционному развитию. Но это тоже неверно, потому что как раз-таки конкуренция между городскими районами и есть основной механизм развития всего города. Конкурируя между собой, городские районы будут стремиться привлекать на свои территории как можно больше инвесторов. А это, несомненно, положительно скажется и на благоустройстве города, и на создании более комфортных условий для жителей каждого района.
У меня лично нет сомнений, что рано или поздно эта реформа должна была произойти для того, чтобы решить проблемы огромных мегаполисов, чтобы управление крупным городом стало живой системой и чтобы между городскими районами установилась состязательность. А главное, чтобы жители крупных городов поняли, что власть стала ближе к ним, стала наконец доступной.