Официально опубликован федеральный закон, открывающий дорогу значительным переменам в системе местного самоуправления. О своих взглядах на начинающуюся реформу рассказал «ОГ» председатель комитета Законодательного Собрания Свердловской области по региональной политике и развитию местного самоуправления Анатолий ПАВЛОВ.
На основании нового закона свердловчанам, как и жителям всех регионов России, в течение полугода необходимо принять решение о будущем своих муниципалитетов. Одна из главных ролей в этой дискуссии отводится вашему комитету. С чего вы намерены начать?
Сегодня звучит много неосторожных высказываний о предстоящей реформе. Некоторые политики используют её как повод для самопиара. Я считаю, надо бы как-то снизить сегодняшний накал страстей. Не подходящая это тема для политических игр. От организации местного самоуправления непосредственно зависит комфортность жизни людей в наших городах и сельских поселениях. К предстоящей реформе надо подойти взвешенно. Создать рабочую группу и обсудить особенности всех крупных муниципалитетов.
Анатолий Иванович, какое у вас лично сложилось впечатление о новом федеральном законе?
Главное его достоинство в многовариантности. Причём субъекты РФ смогут самостоятельно решать, какая схема местного самоуправления подходит для каждого из муниципалитетов. Кстати, нет такого требования, по которому нужно выбрать один вариант для всех городов и сельских поселений региона. Наибольшие споры сегодня вызывает тот вариант реформы местного самоуправления, который предусматривает создание районных Дум в крупных городах. Идея такого дробления появилась исходя из тезиса о том, что муниципальная власть должна стать ближе к горожанам. Это положительный момент. Допустим, в Екатеринбурге будет семь районных Дум с несколькими десятками депутатов в каждой. Потом из состава этих районных Дум будут избраны депутаты Гордумы. Я считаю, что такая многоступенчатость сделает более качественным отбор в представительный орган муниципалитета. Причём главу города будут избирать депутаты Гордумы. Согласитесь, это станет неплохой защитой от появления случайных людей во власти.
А процедура назначения сити-менджера как-то изменится?
Да, тут у субъектов РФ есть большое пространство для манёвра. Я лично как председатель комитета Законодательного Собрания хочу предложить такой вариант. Будет сформирована специальная конкурсная комиссия по отбору кандидатов на пост сити-менджера, пятьдесят процентов членов которой составят представители областной власти, 25 процентов депутаты Гордумы, 25 процентов выдвиженцы от общественных организаций.
Применение такой системы выборов сити-менджера позволит избежать постоянных скандалов, которые сегодня есть в столице Урала. Мне кажется, что это как раз тот случай, когда в спорах не рождается никакая истина. Многочисленные конфликты вокруг мэрии Екатеринбурга ничего кроме новых проблем горожанам не дают. Пора убрать саму причину для споров, изменив процедуру избрания сити-менеджера. Надо переходить к созидательной работе, выстраивать вертикаль власти и серьёзно подходить к отбору кадров.
На ваш взгляд, по каким критериям нужно отбирать людей для руководства муниципалитетами?
Главный критерий профессионализм. Ведь если во главе мэрии окажется некомпетентный человек, то от этого пострадает население города. Поэтому отбор кандидатов на пост сити-менеджера обязательно должен проходить по конкурсу. Никакая политика не должна влиять на решение хозяйственных вопросов в городе. Я считаю, что на любой уровень власти должны приходить люди позитивные. Главный критерий профессионализма: что ты можешь создать? Разрушителей у нас везде хватает, а истинных созидателей найти непросто.
Ну с крупными городами понятно, а что, на ваш взгляд, нужно изменить в жизни небольших муниципалитетов?
Я считаю, что они у нас грешат иждивенческими настроениями по отношению к областной казне. Мало заботятся о повышении собственных доходов от сбора налогов, всё только к руководству региона с просьбами обращаются: «Дайте денег на то, дайте на другое». Например, у нас давно уже существует проблема незавершённого строительства. По российскому законодательству человек, построивший индивидуальный дом, может не платить налог на имущество до тех пор, пока здание официально не сдано в эксплуатацию. Люди этой лазейкой в налоговом законодательстве активно пользуются. По двадцать лет дома держат в разряде незавершёнки. В итоге у нас муниципалитеты не досчитываются значительной части доходов. Да, у них сегодня не хватает полномочий для решения этого вопроса. Но почему-то эту проблему поднимаем мы депутаты, а не главы муниципальных образований. Откуда такая пассивность? Удобно решать все вопросы за счёт областного бюджета? Нужно менять отношение к делу.
Справка «ОГ»
Федеральный закон РФ от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принят Государственной Думой 20 мая 2014 года, одобрен Советом Федерации 21 мая 2014 года, подписан Президентом России и вступил в силу 27 мая сего года.
О своём намерении усовершенствовать действующую в стране систему местного самоуправления глава государства объявил в декабре 2013 года. Принятию этого закона в Государственной Думе предшествовала широкая общественная дискуссия, продолжавшаяся практически полгода (с декабря по май). В результате регионы России получили право самостоятельно решать, проводить ли им прямые выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов власти в муниципалитетах. В законе есть важный нюанс прямые выборы депутатов самого нижнего уровня муниципальной власти должны остаться обязательно. Однако субъекты РФ могут сами определить, какой именно уровень в муниципалитете считать «нижним» районный (внутри города) или городской.