Эти ребята родились на пороге XXI века. Каким выросло это поколение, что оно думает о будущем и прошлом, в какой стране оно мечтает жить — об этом мы поговорили с теми, кто 18 марта впервые пойдёт выбирать главу государства.
— Когда я была маленькой, родители рассказывали о том, как жилось в девяностые. О том, как незадолго до моего рождения обесценивались накопления, как предприятия по несколько месяцев задерживали зарплату, как детские пособия выдавали продуктами и товарами. Сейчас мне 20, и нынешнее время для нашей семьи ассоциируется со стабильностью и экономическим ростом.
Чтобы увидеть эти изменения, достаточно взглянуть, как вырос с конца девяностых Екатеринбург. В детстве я запомнила его серым и приземистым. Мог ли он тогда претендовать на проведение мундиаля или выставки ЭКСПО? Не думаю. А сейчас мой любимый город — один из самых красивых мегаполисов в стране.
Доступной стала ипотека, растёт размер материнского капитала — нет страха создавать семью, присущего поколению моих родителей. Талантливую молодёжь поддерживают грантами.
Доступным стало образование — я приехала в Екатеринбург из другой области и без проблем поступила в университет, о котором мечтала. Доступным стал спорт — даже в небольших населённых пунктах строят хоккейные корты и стадионы.
Предыдущие поколения не покидала тревога от временности происходящего, страх, что всё, что ты строил, в один момент разрушится, но сейчас в нашем государстве удивительно спокойно. Человеку комфортно жить и творить, растить детей и строить бизнес. Мы уверены в своём будущем, несмотря на попытки других стран подвинуть Россию на мировой арене. И если бы меня спросили, о каких изменениях в жизни страны я мечтаю, я бы ответила, что не хочу ничего в ней менять. Я хочу реализоваться в семейной жизни, в профессии и творчестве. И все условия для этого есть.
— Из той молодёжи, с которой я общаюсь, процентов 70 абсолютно аполитичны. Я понял, что важен каждый голос, когда были выборы в молодёжный парламент Свердловской области, туда баллотировался мой товарищ. Молодые ребята приходили, смотрели на плакат с кандидатами и голосовали за того, кто им больше понравился внешне. Так быть не должно.
Нужно, чтобы народ перестал «забивать» на то, что происходит вокруг, чтобы перестал сидеть и жаловаться и начал что-то делать. Народ — двигатель прогресса, а не власть. Человек сам для себя создаёт условия, никто не заставляет его делать у себя дома кривой забор.
До 16 лет я жил с родителями в общежитии, играл с ребятами во дворе, контингент в нашем районе был самый разный, поэтому частенько к нам во двор приезжал полицейский патруль. У меня был выбор, кем стать — бандитом или хорошим, работящим парнем. АУЕ — не моя тема. Мне дали понять, что хорошо, а что плохо, и я стал обычным парнем, поступил в училище, сейчас ремонтирую технику. Я пытаюсь углубить свои знания и обзавестись связями, которые помогут мне в жизни. Два года работал в молодёжном парламенте, но потом понял, что на молодёжной политике далеко не уедешь — надо деньги зарабатывать.
В нынешних детях совсем нет «улицы». Они не выходят во двор даже мячик попинать. Мой младший брат после школы до семи часов сидит за компьютером у бабушки, потом приезжает домой и до 11 вечера сидит за компьютером дома. И таких примеров уйма.
Каждый сам по себе, нам не хватает единства. Мы можем сплотиться, только когда всё плохо. Во всём остальном есть недоверие к человеку, который не в твоей команде, разобщённость. И так со школы: класс «Б» не любит «В», «В» не любит всех. Нужно учить дружить, выстраивать хорошие отношения с людьми и не терять с ними связи в будущем.
Жить в нашей стране — это как играть на максимальном уровне сложности в какую-то игру без читов. Тем не менее я хотел бы, чтобы мои дети выросли здесь. Моя страна дала мне запал, который необходим, чтобы чего-то добиться в жизни. Своим детям я постараюсь дать лучшие условия, чем были у меня, но при этом я хотел бы, чтобы они получили жизненные уроки, а не росли как в теплице.
Как я вижу своё будущее? Если отбросить стандартные ценности, вроде семьи и дома-полной чаши, я не хочу, чтобы обо мне кто-то когда-то сказал, что я плохой человек.
— Через три дня после того, как я родилась, Борис Николаевич Ельцин заявил о досрочном сложении полномочий. К власти пришёл действующий президент и начала формироваться команда, которая сегодня управляет страной. По каким-то своим юношеским ощущениям, по разговорам со взрослыми людьми, складывалось ощущение, что до 2007 года страна развивалась и многое менялось к лучшему. Дальше ситуация в России дестабилизировалась, и всё чаще люди стали выходить на митинги и заявлять, что всё, что было достигнуто, покатилось по наклонной. Мне кажется, что участие в выборах, возможность диалога с властью — намного эффективнее, чем глупые крики на улице с плакатами в руках.
Согласна, что среди моих сверстников есть те, кто считает, что за них уже всё решили. У меня такой иллюзии нет, как и у моих товарищей. Я слежу за заявлениями кандидатов, публикациями в СМИ, изучила их программы. У многих можно найти дельные мысли и предложения, но возникает вопрос — почему эти люди никак не попытались добиться их воплощения в жизнь раньше? Мне кажется, Президент России должен быть не только умным и образованным, но и деятельным человеком, потому что главу государства оценивают не по заявлениям, а по поступкам и принятым решениям.
Прежде всего, хочется, чтобы в России начался мощный рост экономики. От этого зависит развитие всех сфер жизни человека. Сейчас, помимо учёбы в университете, я начинаю работать в журналистике, а последнее время — тесно связана с культурой Екатеринбурга — выступаю со своими стихами и курирую культурный проект. Поэтому мне очень важно, чтобы деятелей культуры в нашей стране всячески поддерживали.