Ельцин должен был получить орден Ленина, а тут – такое ЧП...

: Павел Кобер
Та самая «десятиэтажка» до сих пор стоит в Екатеринбурге на улице Московская, 82. Фото: Александр Исаков.

В ночь с 31 марта на 1 апреля 1966 года в городе Свердловске на перекрёстке улиц Московская и Посадская раздался громкий шум и треск. Стало не до шуток: обрушились секции строящегося крупнопанельного пятиэтажного дома. Дом возводил домостроительный комбинат, начальником которого был Борис Ельцин.

Сам Ельцин об этой истории в своих мемуарах не упоминает. Но бывшие сослуживцы первого Президента России, которых удалось найти «ОГ», подтвердили: такой случай был.

— За всю историю работы Свердловского ДСК это ЧП стало единственным, хотя в Советском Союзе подобные аварии бывали нередко, — сообщил нам Григорий Пекарь, работавший в 1960-е—70-е годы главным инженером строительно-монтажного управления № 27 (структурное подразделение Свердловского ДСК, которое, собственно, и возводило частично обрушившийся дом).

Одной из причин обрушения Анатолий Волынский считает перепад высот между полами магазина и жилой части дома. Но эта версия не стала официальной. Фото: Алексей Кунилов

Вот как описывает обстоятельства ЧП Анатолий Волынский, работавший в то время главным технологом Свердловского ДСК:

— Строительство этого дома до сих пор считается классическим с точки зрения нарушений опирания плит перекрытия. Кроме того, на первом этаже одного из подъездов планировалось размещение небольшого магазина, поэтому полы там были на другом, более низком уровне, чем жилая часть, — непосредственно на планировочной отметке, чтобы не было крыльца. Этот перепад высот делался на монолитном бетоне, который положили с нарушениями технологии. В итоге произошло обрушение, но не всего дома, а в пределах строящегося магазина. Грубо говоря, это половина подъезда в шестиподъездном доме.

«С награждения снять»

Особую щекотливость ситуации придавало то, что незадолго до аварии рассматривался вопрос о награждении отличившихся специалистов по итогам пятилетки 1961–1965 годов. Среди представленных к награде был и Борис Ельцин. Ему планировали дать орден Ленина.

— И тут в Москву приходит телеграмма, в которой сообщается, что на одной из улиц Свердловска ночью разрушился пятиэтажный дом, который строил комбинат под руководством Ельцина, — вспоминал в своих мемуарах Яков Рябов, занимавший в то время пост второго секретаря Свердловского обкома партии. — Секретарь обкома партии Михаил Сергеев внёс предложение снять Ельцина с награждения, его поддержал первый секретарь Константин Николаев.

«ОГ» удалось ознакомиться с протоколом того самого заседания бюро Свердловского горкома КПСС, на котором рассматривалась ситуация с частичным обрушением пятиэтажки. Сумма материального ущерба была оценена в более чем 31 тысячу рублей (для сравнения: автомобиль ГАЗ-21 «Волга» в те годы стоил 5 600 рублей). На заседании был озвучен вывод технической комиссии Главсредуралстроя: «Авария произошла в результате потери прочности бетона в монолитном поясе фундамента, уложенного в зимнее время без достаточного прогрева».

— Фундамент для этого дома делали зимой, в холодное время, бетон не успел схватиться. А весной он оттаял и «пополз». Движение фундамента вызвало колебание конструкций, и дом рухнул, — вспоминает Яков Рябов.

По факту частичного обрушения дома было заведено уголовное дело, но поскольку дом ещё не был сдан и люди не пострадали, то в уголовном порядке к ответственности в итоге никого не привлекли.

Главная вина —на субподрядчике

Помимо отсутствия жертв, на Ельцина сработало и то обстоятельство, что бетонные работы и монтаж фундамента пятиэтажки производились не Свердловским ДСК, а субподрядной организацией — строительным управлением № 21, которое являлось структурным подразделением треста «Уралтрансспецстрой».

В итоге выговоры за происшедшую аварию получили руководители стройуправления №21, треста «Уралтрансспецстрой» и СМУ-27. Причём первые двое — с занесением в личное дело. А Бориса Ельцина было решено всего лишь «строго предупредить» — за снижение требовательности к приёмке фундаментов со стороны Домостроительного комбината. Кроме того, всем должностным лицам выписали административные штрафы.

Обрушившиеся секции дома быстро восстановили — и сдали пятиэтажное здание в эксплуатацию в том же 1966 году. А горожане с той поры зовут этот пятиэтажный дом «десятиэтажкой».