Вчера, 15 февраля, бывший заместитель главы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский официально приступил к своей работе в новой должности — заместителя главы правительства Свердловской области, курирующего работу с муниципалитетами. Сейчас перед ним стоят задачи по развитию проекта агломерации «Большой Екатеринбург».
— Александр Геннадьевич, к реализации проекта «Большой Екатеринбург» возвращаются уже в третий раз. Начинал его бывший мэр уральской столицы Аркадий Чернецкий, потом проект продвигал экс-губернатор региона Александр Мишарин, сейчас им займётся новая команда под вашим руководством. Как за это время изменилась концепция проекта?
— Объективно агломерация формируется постепенно, и на каждой стадии экономического развития страны вопрос объединения приобретает новые смыслы. Но при этом нельзя говорить, что сам по себе проект останавливается. Хотим мы этого или нет, но нужно признать, что за последние 25 лет границы между Екатеринбургом и Верхней Пышмой или Берёзовским стёрлись, а в ближайшее время исчезнет граница и между уральской столицей и Арамилем.
— Что вы имеете в виду под границами?
— Я говорю не об административных границах. Я имею в виду ощутимые гражданами границы. Вот когда едешь из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму и проезжаешь вывеску с перечёркнутым названием уральской столицы, тут же начинается Пышма. Или другой пример нового восприятия границ. Я часто спрашиваю у людей из городов-спутников: «Вот вы, когда за пределы области выезжаете, то на вопрос: «Откуда вы?» — что отвечаете? Только честно». В ответ слышу: «Ну, из Екатеринбурга»…
— Когда «Большой Екатеринбург» обсуждали при Александре Мишарине, говорили о слиянии как раз административных границ. Именно это и не устраивало города-спутники.
— Было и такое. Но сейчас не подразумевается, что «Большой Екатеринбург» — это одно муниципальное образование. Это может быть агломерация, объединение городов, ассоциация муниципальных образований и так далее. Сейчас не надо пугать граждан высказываниями типа: всё, объединяемся, Берёзовского или Арамиля больше не будет. Сейчас под «Большим Екатеринбургом» мы имеем в виду слияние экономических потенциалов городов.
— Что вы понимаете под словами «слияние городских экономик»?
— Мы будем обсуждать единую транспортную схему, единые проездные документы. Будем говорить о единой системе социального обслуживания: медицина, детские сады, школы. Например, если человек фактически живёт в Екатеринбурге, но ему удобнее водить своего ребёнка в школу в Верхней Пышме, потому что он там работает, то нужно предоставить ему такую возможность. То же и с медицинским обслуживанием. Необходимо также обсуждать пересечение правоохранительной и судебной систем.
— В своей статье «Мобилизация на успех: год 2016» глава региона Евгений Куйвашев написал, что поручит правительству Свердловской области совместно с муниципалитетами и предприятиями разработать единый план территориального развития (планирования) области под условным названием «Сила Урала». Этот план как-то пересекается с «Большим Екатеринбургом»?
— В мой функционал входит не только «Большой Екатеринбург», но и стратегическое планирование других городов. Сейчас нам нужно перестать думать только о том, как меньше потратить, мы должны начинать думать, как больше заработать. И подобные объединяющие муниципалитеты проекты, будь то «Большой Екатеринбург» или другие агломерации, как раз на это направлены. Каждый бюджетный рубль, который мы вкладываем в территорию Свердловской области, должен стать катализатором привлечения двух-трёх рублей частных инвестиций. Вспомните, Эдуард Россель построил дорогу в аэропорт за бюджетные деньги. Всё, что выросло вокруг, — это частные вложения. Сегодня уже и не понятно, чего там больше: бюджетного или частного, а завтра точно будет больше частного. Мы развили целую территорию. Она стала привлекательной для инвестиций.
— На прошлой неделе в «ОГ» вышел материал «Полжизни в дороге», в котором мы рассказали о людях, которые живут за несколько сот километров от Екатеринбурга, тем не менее вынуждены приезжать сюда на заработки. «Большой Екатеринбург» и другие проекты агломераций призваны поспособствовать тому, чтобы люди оставались на своей малой родине?
— Да. Мы не можем запретить жителям переезжать или приезжать в Екатеринбург на заработки. Но при этом временные затраты на «трудовую поездку» должны быть разумными. Привычный и комфортный для большинства наших граждан образ жизни не предполагает поездок на работу в другой город, и если мы создадим для людей там, на месте, нормальные условия жизни, вряд ли они станут ездить в Екатеринбург. В муниципалитетах должна быть работа и достаточно развитая социальная инфраструктура.
— Вы говорили, что собираетесь отправлять своих сотрудников на стажировку в муниципалитеты. Зачем?
— Я считаю, что всем, кто работает с муниципалитетами, нужно иметь либо стаж работы на местах, либо съездить в города на стажировку. Я предложу Денису Владимировичу (Паслеру. — Прим. «ОГ») поддержать эту идею. Сам тоже собираюсь выезжать на места. Если я пригласил главу муниципального образования к себе, то он приедет один, и после этого у нас начнутся глухие телефоны. Он передаст наши решения своим замам, замы — начальникам отделов, начальники отделов — главным специалистам. Информация, прошедшая такую цепочку, непременно исказится. Поэтому приезжать на место нужно мне, и лучше неоднократно. Надо общаться и с администрацией, и с бизнесом, и с общественностью. Так мы услышим мнение друг друга без лишних передаточных уст.
Досье «ОГ»
Александр Высокинский родился 24 сентября 1973 года в Екатеринбурге. В 1996 году окончил Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление», в 1999 году — аспирантуру Академии государственной службы при Президенте РФ в Москве. В тот же год стал кандидатом экономических наук. Женат, воспитывает двух сыновей. Увлекается реставрацией ретроавтомобилей и хоккеем.