«Лето кончается. Школа начинается. Одна новость хуже другой», — шутят остряки Интернета в преддверии нового учебного года. А как депутаты Законодательного собрания Свердловской области воспринимают День знаний, и что для каждого из них означает этот праздник?
Людмила Бабушкина, председатель Законодательного собрания Свердловской области:
— 1 сентября — это не просто дата в календаре, а фактически всенародный праздник с неповторимой атмосферой, к которому тщательно готовятся и дети, и взрослые.
С удовольствием принимаю приглашения участвовать в торжественных линейках, посвящённых началу нового учебного года. Смотрю на ребят в парадной форме, с букетами цветов для любимых учителей, и вспоминаю себя в первом классе: белый фартук, белые туфельки, огромные белые банты — у меня тогда были толстые косы, до пояса, и приходилось вплетать два банта, одним не удержать.
Для меня школа — это интересные уроки, весёлые перемены, любимые учителя. Каждый день узнаёшь что-то новое. Особенно нравились литература и история.
Школа дорога общением со сверстниками, с некоторыми из одноклассников дружу до сих пор.
И ещё: есть особая прелесть в школьном звонке — он не только означает конец перемены и приглашает в класс, но и приучает к порядку, дисциплине, внимательности.
Желаю всем, для кого начался новый учебный год, учиться с удовольствием, и не ради оценок, а ради получения знаний.
Анатолий Сухов, заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области:
— Я в первый класс пошёл в Верхнем Уфалее Челябинской области и, помню, так волновался, так хотел побыстрее сесть за парту, что даже как-то резко повзрослел.
А потом уже особого волнения не было, зато не терпелось после длинных каникул поскорее увидеть своих школьных друзей. Класс у нас был очень дружный — за лето так соскучишься, что дождаться не можешь начала занятий.
Мы с утра до вечера были в школе. Столько кружков, секций — не выгонишь. Спортом много занимались, даже на перемене могли в баскетбол поиграть или в теннис. В те годы мы часто участвовали в различных эстафетах, кроссах, смотрах художественной самодеятельности.
Бывало, конечно, что и хулиганили — пацаны есть пацаны. Помню, в десятом классе на спор пришёл в школу в лаптях и косоворотке. Меня, конечно, отправили домой переодеваться, но ремень с пряжкой я выспорил.
На мой взгляд, учёба в школе — самый трудный и ответственный период в жизни. И процесс этот круглосуточный, без перерыва. Помимо уроков надо домашнее задание выполнить. Спасибо школе, что научила навыкам самоподготовки.
У нас в то время много внимания уделялось вопросам профориентации. Лично я с аттестатом о среднем образовании получил права помощника машиниста тепловоза. Ребята, кто захотел, с седьмого класса в зимние каникулы занимались на курсах в локомотивном депо, а летом проходили практику на детской железной дороге, работали стрелочниками, билетными кассирами, ревизорами. Четверо пацанов, в том числе и я, впоследствии связали свою жизнь с железной дорогой.
Анатолий Павлов, председатель комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления:
— Очень хлопотный праздник. Складывается впечатление, что ни к одному празднику так тщательно не готовятся в каждой семье, как к 1 сентября. Надо купить учебники, тетрадки, ручки, новую форму, ранец, обувь и много чего другого.
В нашей семье росло пятеро детей, я младший, шиковать было не на что. Несмотря на возраст, у меня были вполне взрослые обязанности: чистить хлев, ходить в детский сад за отходами для поросят. Сверстники смеялись надо мной, а отец успокаивал и говорил, что никогда не надо стыдиться своего труда!
Первые деньги я заработал, будучи восьмиклассником — разгружал наравне со взрослыми мешки с сахаром, за день платили 25 рублей. На первые самостоятельно заработанные средства купил подарок маме. А мне чуть позднее родители справили модное пальто с бобриковым воротником — для этого пришлось продать поросёнка, которого я вырастил.
Сегодня, к счастью, большинство детей идут в школу нарядные, во всём новеньком. И это хорошо! Главное — чтобы учились с интересом, думали о своём будущем и понимали: учишься для себя, и полученные в школе базовые знания обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.
Евгений Артюх, член комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления:
— Всякий раз 1 сентября вспоминаю, как в 1971 году пошёл в деревенскую школу. Жил я тогда у дедушки с бабушкой, и дед Григорий, фронтовик-разведчик, купил мне ботинки, костюм, портфель и, конечно же, картуз, без которого в школу не ходил ни один мальчишка. Вот в таком обмундировании и с букетом астр с собственного огорода я и отправился в Страну знаний.
Писать мы учились перьевыми ручками, чернилами, что для сегодняшних школьников — немыслимый анахронизм. А я вот эту небольшую деревенскую школу с добрыми учителями, с деревянными партами и чернильницами вспоминаю до сих пор.
Сегодня для меня, многодетного отца, первое сентября — тоже важное мероприятие. Каждый год всей семьёй собираем в школу старшую дочь Варвару. Ждём, когда подрастающие младшенькие пойдут в первый класс. А это значит — опять приятные хлопоты и волнения. Вот и выходит: век живи — век учись…
Владимир Терешков, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам:
— Тогда у нас на всё хватало времени — и на отличную учёбу, и на отчаянные шалости. К примеру, на здании нашей школы с наружной стороны вдоль окон третьего этажа был небольшой выступ на стене. Наш класс располагался как раз на третьем этаже. Представьте, мы вылазили в окно и в соседние кабинеты перебирались по этому выступу — учительницы падали в обморок, когда видели нас, стучащих с улицы в стекло.
Горжусь, что именно мы с одноклассниками радиофицировали школу — сами сделали радиостудию и делали оттуда объявления. Мы первыми в школе собрали электронное пианино — их тогда даже в продаже не было, а мы по журналам «Радио» смогли спаять инструмент. Потом все эти увлечения органично переросли в создание школьного ансамбля. Вечерами играли на танцах, которые устраивались в школьном спортзале. Сами написали школьный гимн, эта песня всегда звучала на бис, там были такие слова: «Мы с тобой стоим одни, и уж время давно за час. В твоих окнах горят огни, ты твердишь мне: «Сейчас, сейчас».
Однажды решили заработать деньги, чтобы поехать на юг, на Чёрное море, всем классом. В это время в Свердловске строился Кукольный театр. Я сходил на стройку, договорился, и мы с одноклассниками оформились туда на работу. После уроков ходили на стройплощадку: грузили мусор, что-то чистили. Так мы заработали первые деньги, правда, на поездку всё равно не хватило.
Наш класс был очень дружный, и мы с однокашниками до сих пор каждый год встречаемся. В нашем потоке было два класса — «А» и «Б». У большинства «ашек» папы были генералы и полковники, номенклатурные деятели. Нам, разгильдяям-«бэшкам», детей из «А» класса постоянно ставили в пример. Но судьба так распорядилась, что именно из нашего класса 100% выпускников поступили в высшие учебные заведения — в УПИ и в Уральский университет, в то время как у «ашек» только треть ребят смогли стать студентами.
Анатолий Матерн, член комитета по вопросам законодательства и общественной безопасности:
— Моё дошкольное детство прошло в глухом месте — посёлке Вагиль Гаринского района Свердловской области, на реке Лозьва. Мой отец жил там на поселении — в начале войны он, 18-летний поволжский немец, был сослан сначала в Казахстан, а потом на Урал.
Рос я самостоятельным ребёнком. С шести лет мы с пацанами плавали на лодке по Лозьве, собирали ягоды, ходили с топорами в лес.
Накануне моего самого первого школьного сентября родители оставили меня одного, поскольку им предоставили возможность съездить в отпуск. За мной приглядывали соседи. Как раз в это время в посёлок приехал фотограф, и мне тоже предложили сфотографироваться. Я надел новую, заранее купленную школьную форму, и очень гордый собой встал на фоне белой простыни. С тех пор у меня хранится этот снимок, где я запечатлён со стрижкой почти «под ноль» — так, по-армейски, тогда стригли всех школьников.
Через месяц после начала занятий наша семья переехала в Серовский район, в посёлок Восточный, где я и учился с первого по десятый класс. Все мои друзья и любимые учителя — с Восточного.
В школьные годы 1-го сентября у меня всегда возникало двоякое чувство. С одной стороны, было грустно, что каникулы закончились. В то же время было интересно смотреть на одноклассников, которые за лето очень взрослели, особенно девочки.
Игорь Данилов, член комитета по промышленной, инновационной политике и предпринимательству:
— В свой самый первый День знаний я был… Букварем. На торжественной линейке в школьном дворе я вышел с сумкой через плечо и в образе своего героя читал телеграмму.
Больше всего я любил проводить время в Живом уголке, который сам и организовал. В кабинете биологии был отдельный уголок для лабораторных работ, там мы с ребятами и поселили своих «подшефных». В зоо-уголке жили крысы, хомяки, кролик, а ещё сова, которая к нам сама в школьный двор прилетела. После уроков мы с удовольствием ходили к нашим питомцам — кормили их, мыли, чистили домики и вольеры.
В школьной самодеятельности я тоже участвовал и даже записался в хор, хотя совершенно не умел петь. Участником хорового коллектива стал исключительно для того, чтобы ходить вместо уроков на концерты. Я практически не бывал на репетициях, но когда мы выезжали с выступлениями, то я, конечно же, был в первых рядах.
В старших классах увлёкся техникой, даже проводил дискотеки. Тогда не было хорошей аппаратуры, цветомузыки, всё приходилось делать своими руками. Мы сами красили лампочки, паяли микросхемы, но дискотека у нас была замечательная. Ребята очень любили именно наши школьные танцевальные вечера, на них был полный аншлаг.
Владимир Никитин, председатель комитета по вопросам законодательства и общественной безопасности:
— Нынче День знаний для меня особенный — старший внук Богдан идёт в девятый класс, а внучка Ника — в первый! Когда ей купили школьные принадлежности, она два дня рассматривала тетрадки, карандаши, ручки. Теперь дождаться не может, когда же наконец наступит 1 сентября, дни считает.
А я вспоминаю, как сам пошёл в школу. Было это в 1956 году, в маленьком шахтёрском посёлке Середовина Невьянского района. Вроде всё с вечера приготовил, а утром спохватился — про цветы забыл. Нарвал в полисаднике георгины и помчался через картофельное поле. В одной руке — букет, в другой — портфель и мешочек с чернильницей-непроливашкой. Самым первым в класс пришёл, так хотелось учиться.
Наша школа №1 — старинная, основанная как женская гимназия, в этом году ей исполняется 110 лет! Как бывают намоленные церкви, так и наша школа пропитана временем и по атмосфере напоминает храм. Храм знаний. Мощные метровой толщины стены, арочные окна, витиеватая лепнина на потолке, уютная печь-голландка. Как приятно было с мороза погреть ладони о тёплую круглую печку…
Учителя у нас были замечательные. Больше всех запомнился физик Владимир Иванович, фронтовик-связист. Помню, баловался я зеркальцем, солнечные зайчики пускал в окно напротив. Он у меня одно отобрал, я снова купил. Опять отобрал. И так несколько раз. Потом мудрый учитель нашёл выход. Только урок начинается, Владимир Иванович: «Никитин, к доске!». Нарешался я тогда задач так, что проблем с физикой потом никогда не было, выучился на инженера.
А первую учительницу звали Александра Ивановна по прозвищу «Хивря». Она играла в самодеятельном спектакле, имя гоголевской героини из «Сорочинской ярмарки» так за ней и закрепилось.