20 августа 1995 года состоялся второй тур первых в области губернаторских выборов. Убедительную победу на них — с двойным перевесом — одержал 57-летний Эдуард Россель.
Второй тур, 20 августа
Выборам губернатора предшествовали события, связанные с провозглашением «Уральской республики в составе Российской Федерации». 27 октября 1993 года областной совет народных депутатов принял Конституцию Уральской республики и назначил на 12 декабря выборы её губернатора. До этой даты обязанности губернатора депутаты возложили на Эдуарда Росселя, который в тот момент был главой областной администрации. Но выборы в назначенный срок не состоялись: 9 и 10 ноября Президент России Борис Ельцин своими указами Свердловский облсовет распустил, его решения по Уральской республике объявил недействительными, а Эдуарда Росселя снял с должности руководителя области, вменив ему в вину «действия, направленные на неисполнение Указа «О поэтапной конституционной реформе».
Главой Свердловской областной администрации Президент назначил 52-летнего Алексея Страхова, работавшего до этого... заместителем мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
Спустя год должность губернатора на Среднем Урале была всё же учреждена, а ещё через восемь месяцев состоялись и первые всенародные его выборы.
12 апреля 1994 года в соответствии с новой Конституцией России, вступившей в силу в декабре 1993-го, прошли выборы в новый орган региональной законодательной власти — Свердловскую областную думу. И её депутаты на первом же заседании избрали своим председателем Эдуарда Росселя. А до конца 1994 года областная дума успела принять ряд важных законодательных актов, в числе которых — Устав области, вводивший должность губернатора, и закон о выборах губернатора, регламентирующий порядок прямых всенародных выборов главы региона.
Заметим, что хотя в мае 1995 года на федеральном уровне с порядком наделения полномочиями высших должностных лиц регионов ещё не определились, Президент России Борис Ельцин уже на второй день после празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне подписал указ, которым разрешил «в порядке исключения» провести в августе всенародные выборы губернатора Свердловской области в соответствии с порядком, установленным областными законодателями.
Рекорды 1995 года
В Свердловской области выборы губернатора проходили трижды — в 1995, 1999 и 2003 годах. Все выборы были двухтуровыми, и во всех шести турах победил Эдуард Россель.
По некоторым критериям выборная кампания-1995 была рекордной:
Желающих побороться за губернаторское кресло изначально объявилось более двух десятков, но собрать необходимое количество подписей в свою поддержку при соблюдении всех установленных Уставом области формальностей смогли только девять претендентов. Это тоже немало, но, как вспоминает ветеран уральской политики Вячеслав Сурганов, «уже на старте стало ясно, что основная борьба будет между Росселем и Страховым». По словам Сурганова, сторонники тогдашнего главы администрации области Алексея Страхова «подключили всю административную мощь, чтобы поддержать своего кандидата», но и Эдуард Россель обладал бесспорным преимуществом, потому что «прежде он уже возглавлял область, и довольно успешно».
К тому же свой высокий рейтинг Россель подтвердил на выборах и в Совет Федерации в декабре 1993 года, и в областную думу в апреле 1994 года. Тем не менее «на лаврах» он не почивал и с первых дней губернаторской предвыборной кампании «мотался без выходных по области, не сорвав ни одного мероприятия». Например, рассказал Сурганов, в ракетной дивизии под Нижним Тагилом, где по предварительной договорённости была назначена встреча Росселя с избирателями, «сработала команда из Москвы — сорвать мероприятие», и в гарнизонном клубе его ждали только несколько офицерских жён. Но Эдуард Россель говорил с ними, как с полным залом, не жалея сил и эмоций, а провожая гостя, эти женщины пообещали ему, что «проведут по своей линии работу», и пообещали, что гарнизон проголосует за него.
На результатах выборов сказались, конечно, и предвыборные платформы кандидатов.
Владимир Кадочников, например, которого жители области хорошо знали как последнего первого секретаря обкома КПСС, обещал вернуть региональной власти социальную ориентированность и уделить главное внимание возрождению экономики. В 1995 году он работал генеральным директором корпорации «Русская печь», так что о проблемах промышленности знал не понаслышке.
Предприниматель Малик Гайсин, который ещё в 80-е годы организовал в Екатеринбурге один из первых производственных кооперативов, тоже обещал улучшить ситуацию в промышленности, но в качестве основного рычага для этого предлагал освободить предприятия от налогов на сумму, равную увеличению объёмов их производств.
Генеральный директор завода электромедицинской аппаратуры Андрей Калетин предлагал программу омоложения властных структур, изменение бюджетной политики и строгую проверку расходования бюджетных средств предыдущей администрацией. Руководитель «Зяблицев-Фонда» Евгений Зяблицев обещал восстановить систему бесплатного образования и поддерживать социально не защищённые слои населения. А кинорежиссёр Сергей Мартьянов, который в 1995 году руководил региональной организацией ЛДПР, активно использовал в своей программе известные популистские лозунги Владимира Жириновского.
Но самым откровенным популистом из кандидатов был Леонид Некрасов, 36-летний глава финансово-промышленной группы «Эстер» и сопредседатель «Партии экономической свободы». Он обещал и промышленность оздоровить, и финансы в порядок привести, и науку с культурой поднять, и долги обманутым вкладчикам вернуть. Но популизм, на волне которого в 1993 году на федеральном уровне добился успеха Владимир Жириновский, на Урале не сработал.
Без некоторой доли популизма в предвыборных программах не смогли обойтись и лидеры избирательного марафона, но за них люди голосовали явно по другим причинам. За Эдуарда Росселя — потому, что он отстаивал свою концепцию нового федерализма, декларируя необходимость построения сильного государства «снизу вверх» при чётком разграничении полномочий центра и регионов. А за Алексея Страхова (который, кстати, не скрывал, что выступает против выборности глав субъектов Федерации) — потому что он предлагал прежде всего укреплять единую исполнительную вертикаль власти.
В первом туре за Росселя проголосовали 26 процентов избирателей, а за Страхова — 23,4. Они и вышли во второй тур (он был назначен, поскольку ни один кандидат не получил 50 процентов голосов плюс один голос).
Первый тур, 6 августа
Имя, фамилия (год рождения) кандидата | Краткие сведения о кандидате |
Эдуард РОССЕЛЬ (1937) | Председатель областной думы, лидер движения «Преображение Урала» |
Алексей СТРАХОВ (1942) | Руководитель администрации Свердловской области |
Валерий ТРУШНИКОВ (1950) | Председатель правительства Свердловской области |
Владимир КАДОЧНИКОВ (1943) | Генеральный директор корпорации «Русская печь» |
Малик ГАЙСИН (1959) | Генеральный директор ЗАО «Среднеуральское» |
Андрей КАЛЕТИН (1958) | Генеральный директор АО «Завод электромедицинской аппаратуры» |
Евгений ЗЯБЛИЦЕВ (1965) | генеральный директор уральского представительства АО «Интеруголь», президент Фонда Зяблицева |
Сергей МАРТЬЯНОВ (1954) | Кинорежиссёр Свердловской киностудии, руководитель региональной организации ЛДПР |
Леонид НЕКРАСОВ (1958) | Президент финансово-промышленной группы «Эстер», сопредседатель Партии экономической свободы |
Значительная часть электората выразила симпатии ещё одному кандидату в губернаторы — Валерию Трушникову, который в то время был, с одной стороны, депутатом областной думы, где всегда поддерживал Эдуарда Росселя, а с другой — заместителем главы администрации области, то есть непосредственным подчинённым Алексея Страхова.
В своей предвыборной программе Трушников обещал «сгладить крайности» проведением твёрдой региональной политики и не допускать при этом «ненужных ссор» с федеральным центром. Это тоже импонировало значительной части свердловских избирателей, потому он набрал 20 процентов голосов, отстав от Страхова всего на три процента, а от Росселя — на шесть.
Так что исход окончательного голосования зависел от настроений тех свердловчан, которые поддержали в первом туре Трушникова. А после того как Трушников призвал своих сторонников отдать голоса Росселю, в победе последнего уже мало кто сомневался. Так и произошло. За Страхова во втором туре проголосовало около трети пришедших голосовать, а за Росселя — почти две трети…
Участники первых выборов: где они теперь?
Потом были губернаторские выборы 1999 и 2003 годов. Менялся накал борьбы, менялся список претендентов, пытавшихся вступить в спор за губернаторское кресло, но каждый раз Эдуард Россель выходил победителем.
В 2007 году тогдашний глава администрации губернатора Свердловской области Александр Левин даже написал об Эдуарде Росселе книгу с примечательным названием «Феномен».
Губернаторские выборы 1995 года в Свердловской области были взяты за образец другими регионами и вплоть до середины 2000-х годов главы субъектов Российской Федерации избирались на всенародных выборах. Лишь в конце 2004 года на федеральном уровне был утверждён новый порядок наделения полномочиями высших должностных лиц регионов: Президенту страны предлагались три кандидатуры, из которых он выбирал одну и направлял её на утверждение законодательному органу области, края, республики, автономного округа.
Федеральный закон о возврате к практике выборов губернаторов был принят в конце 2012 года, но в 2013 году в него внесены поправки, в соответствии с которыми Законодательные собрания регионов теперь вправе самостоятельно решать, проводить ли им всенародные выборы глав или выбирать нового руководителя самим из нескольких кандидатур.