В преддверии назначенного на следующую неделю очередного заседания Совета при губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции состоялся «круглый стол» в Общественной палате региона. Поводом для разговора стали итоги социологического опроса, призванного выявить, как свердловчане оценивают ситуацию с коррупцией.
Мнение жителей области выясняли сотрудники общества с ограниченной ответственностью «Имидж-фактор» из города Иваново, выигравшие объявленный областной властью конкурс на проведение опроса. С того момента, как они выполнили эту работу, прошло несколько месяцев, но полученные данные не утратили актуальности. 3901 человек из 21 муниципального образования стал участником исследования. Каждому пятому респонденту было от 18 до 29 лет, по 40 процентов опрошенных пребывали в возрасте от 30 до 55 и старше 55 лет. Треть участников имела высшее образование, две трети – супругов, 83 процента – детей. Пришедшим на «круглый стол» представителям властных структур, правоохранительных органов, общественных организаций малого и среднего бизнеса итоги опроса дали пищу для размышлений. Хотя исследователи оценили ситуацию с коррупцией в области как более благоприятную, чем в целом по стране, это не может быть поводом для самоуспокоения.
Три четверти опрошенных уверены, что продажность должностных лиц – частое явление. 24 процента хотя бы раз в жизни попадали в коррупционную ситуацию, а у каждого десятого вымогали взятку. Желание добровольно заплатить, кому надо, и решить проблему тоже присутствует. Респонденты признавались, что откупались от автоинспекторов, оплачивали «услуги» медикам, делали «взносы» в детские сады, школы и вузы. При этом больше половины участников опроса ратуют за репрессивные меры в отношении взяточников: конфискацию заработка в пользу государства, увеличение тюремных сроков, вплоть до пожизненного, и даже смертную казнь.
Питательной средой для коррупции является закрытость государственных и муниципальных учреждений. До необходимого уровня прозрачности им расти и расти. Таков один из выводов, к которому пришли на «круглом столе» эксперты.