Как обеспечить всех дошкольников детскими садами? Поднять зарплату учителям? Подготовить кадры, которые сейчас требуются рынку? В системе образования сегодня множество вопросов, каждый из которых заслуживает отдельного разговора и системной работы. Поэтому была утверждена программа «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года».
Семь подпрограмм и 33 показателя
На днях в редакции «Областной газеты» прошло её обсуждение. В разговоре приняли участие министр общего и профессионального образования области Юрий Биктуганов, начальник отдела программных мероприятий минобразования Галина Полякова, и.о. начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования минобразования Ольга Деникаева и директор Уральского колледжа технологии и предпринимательства Николай Доронин.
Прежде чем сформировать программу, в минобразования разработали порядка семи областных целевых программ, направленных на решение проблемных вопросов образования. К их обсуждению была привлечена общественность. Как отметил Юрий Биктуганов, самыми активными общественники оказались в обсуждении проблем дошкольного образования – свои предложения вынесли сразу несколько ассоциаций педагогов и родителей.
В итоге государственная программа была разделена на семь подпрограмм – каждая из них решает свою задачу. Среди них – развитие дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, патриотическое воспитание. У программы есть и 33 целевых показателя, они позволят контролировать, как выполняются поставленные задачи. Например, сегодня области необходимы 221 тысяча мест в детских садах. Цель – к январю 2014 года добиться ситуации, когда все дети от трёх до семи лет получат возможность посещать детские дошкольные учреждения.
Куда уходят деньги?
Уже определён размер финансирования программы – на семь лет будет выделено 315 миллиардов рублей. На первом месте по объёму выделяемых средств – система общего образования. На её развитие будет направлено 178 миллиардов рублей за семь лет. Для сравнения – на дошкольное образование направляется 72 миллиарда рублей, на профессиональное – 42.
– Программа объединяет все средства – федеральные, областные, муниципальные и позволяет заранее планировать расходы на образование, – отмечает начальник отдела программных мероприятий министерства образования области Галина Полякова.
В 2014 году на программу будет выделено более 40 миллиардов рублей. Из них 92 миллиона предусмотрено на организацию и проведение ЕГЭ в 2014 году. Помимо этого, 43 миллиона направляется на ипотечную программу для молодых учителей. Она действует второй год, прежде расходы делил и областной, и федеральный бюджеты. Теперь обязательства за неё целиком берёт на себя область. По программе, учителя до 35 лет могут оформить кредит по льготной ставке 8,5 процента годовых, а также получить социальную выплату в размере 20 процентов от стоимости жилья.
Появится и новая статья расходов – приобретение школьной формы для детей из малообеспеченных семей. На эти цели предусмотрено 75 миллионов рублей.
– Помощь малоимущим семьям – сфера ответственности министерства социальной политики области, но в этом случае распоряжаться деньгами доверили нам. Механизм распределения средств пока не определён, – уточнила и.о. начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования министерства образования Ольга Деникаева.
Образование – для всех
Обсуждая, на что пойдут деньги в системе образования, эксперты не раз упоминали, что результат зависит не только от финансовых вложений. Вопрос привлечения кадров – куда более тонкий, и решить его деньгами не всегда получается.
– В учреждениях профобразования не хватает мастеров производственного обучения. Выпускники профессионально-педагогических вузов к нам не идут – не престижно. Поэтому каждый колледж придумывает свой механизм решения этой проблемы. Мы, например, стараемся привлечь к преподаванию наших же выпускников. Они начинают работать у нас после окончания колледжа и параллельно учатся в вузе. Так становятся опытными специалистами, – отмечает директор Уральского колледжа технологии и предпринимательства Николай Доронин.
В беседе была затронута и проблема оценки качества образования. В последнее время мы частно слышим о различных федеральных и международных рейтингах, в которые попадают учебные заведения. Можно ли считать их объективными показателями?
– Как правило, при составлении рейтингов школ учитываются общие баллы по ЕГЭ, результаты на олимпиадах. Естественно, среди областных школ в рейтинге неизменно оказываются СУНЦ УрФУ, гимназия №9 и другие престижные учебные заведения. Но некорректно в этом случае называть их лучшими школами России. Это просто верхушка, сливки. Эти учебные заведения набирают детей не по микрорайону, во многие вообще проходит конкусный отбор, – подчёркивает Ольга Деникаева. – Общее образование – массовое. И его задача – не воспитывать вундеркинда, а готовить ребёнка к обычной человеческой жизни.