Минфин собирается ликвидировать бедность, внеся изменения в расчёт прожиточного минимума

: Валентина Смирнова

Министерство экономики Свердловской области пригласило министерства и ведомства, профсоюзы и общественные организации принять участие в подготовке изменений порядка расчёта прожиточного минимума уральцев.

Прожиточный минимум в российском и региональном ракурсе

Посыл к обсуждению изменений в порядке применения величины прожиточного минимума шёл от правительства России, начавшего данную работу. Областное министерство экономики, соответственно, готовит свои предложения. Но, учитывая не только экономический аспект, но и особую социальную значимость этого документа для всего населения региона, им принято решение организовать общественную дискуссию.

Действующим законодательством Российской Федерации установлен ряд правовых норм, предусматривающих увязку величины прожиточного минимума с размером оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и иных выплат гражданам Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает уравнивание прожиточного минимума трудоспособного населения с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) на всей территории страны.

В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» этот показатель в целом предназначается, в том числе, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров социальных выплат, а в регионах — для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

Основой для расчёта величины прожиточного минимума является потребительская корзина, утверждаемая региональным законом один раз в пять лет с ежеквартальной коррекцией её стоимостной оценки.

Изменения в подходе к определению целевого назначения и порядка расчёта прожиточного минимума потребовались после выхода в мае текущего года указа Президента России «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». С 1 января 2013 года нуждающимся в поддержке семьям при рождении после 31 декабря 2012 года третьего ребенка (или последующих детей) должна будет устанавливаться ежемесячная денежная выплата до достижения им возраста трёх лет в размере определённого в субъекте Российской Федерации детского прожиточного минимума.

Также для того чтобы довести размер пенсии неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до величины регионального прожиточного минимума, для этой категории населения федерация была вынуждена ввести социальную доплату.

В Свердловской области величина прожиточного минимума пенсионера на 2012 год утверждена в размере 5549 рублей, что соответствует среднероссийскому уровню.

Предлагается комбинированный подход

Министерство финансов России считает необходимым внедрение таких методик, которые позволили бы устанавливать разные уровни бедности в различных формах её проявления. При этом социальную политику целесообразно осуществлять, как в большинстве стран, на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума. Он должен предусматривать следующее. Во-первых, минимальный уровень потребления, необходимый для физиологического выживания человека, в целях регулирования адресных социальных программ для бедных («социальный уровень бедности», «минимальный гарантированный доход», «стандарт для выплаты социальных пособий» и т.д.).

Социальный уровень бедности (абсолютная бедность), по мнению минфина России, определяется неспособностью граждан на текущие денежные доходы удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище.

Во-вторых, комбинированный подход предполагает использование понятия «потребительский бюджет», обеспечивающего улучшение демографической ситуации.

По мнению экспертов, социальный уровень бедности может быть значительно ниже применяемого в настоящее время в России прожиточного минимума. Одним из методов, позволяющих скорректировать установленную величину прожиточного минимума в целях формирования социального уровня бедности, является введение шкал эквивалентности доходов, учитывающих эффект экономии за счёт общесемейного потребления. В этом случае, прежде всего, сокращаются риски бедности для семей с детьми.

Минимальный потребительский бюджет в отличие от прожиточного минимума, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, обеспечивает удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека, необходимых для восстановления сил и поддержания активного физического состояния, в том числе для рождения детей. Он должен быть выше официального социального уровня бедности и может применяться, в частности, для регулирования рынка труда.

В Свердловской области это понятие для оценки уровня жизни граждан законодательно введено в 1996 году. Его размер превышает величину прожиточного минимума примерно в два раза.

Кстати

По данным Росстата, численность жителей России с доходами ниже прожиточного минимума в 2011 году составила 12,8 процента от числа всего населения или более 18 миллионов человек. Всероссийский центр уровня жизни сделал вывод из своих исследований, что основная причина бедности в России — низкий уровень заработной платы. Прожиточный уровень растёт, а доходы (зарплаты) 30 процентов россиян остаются на прежнем уровне, отставая от инфляции.

Мнения

Анна УСКОВА, директор департамента планирования и прогнозирования министерства экономики Свердловской области:

— По мнению министерства экономики Свердловской области, изменение подходов к порядку применения величины прожиточного минимума требует всестороннего изучения вопроса и учёта мнений различных слоев общества, поскольку от величины прожиточного минимума зависит размер социальных выплат конкретным жителям нашей области — пенсионерам, семьям с детьми, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Представляется необходимым пересмотреть список и размер социальных гарантий, зависимых от величины прожиточного минимума, с учётом более дробной дифференциации населения по составу семьи, числу детей, уровню занятости, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и другим показателям. Целесообразно расширить зону применения минимального потребительского бюджета.

Андрей ВЕТЛУЖСКИХ, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области:

— Необходимо, в первую очередь, действительно уравнять прожиточный минимум трудоспособного населения с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) на всей территории страны. В мае этого года Федерация профсоюзов подписала трехстороннее соглашение с правительством области и Союзом промышленников и предпринимателей, предполагающее увеличение минимального размера оплаты труда до 5300 рублей c 1 июля текущего года.

Но, учитывая, что прожиточный минимум трудоспособного населения составляет около семи тысяч рублей, этого мало. Надеемся, что это не последний шаг правительства региона.