В дискуссии на тему «Организация городской среды при подготовке к крупным культурным и спортивным событиям» приняли участие главные архитекторы и дизайнеры из разных городов России.
Оттолкнулись от тезиса, высказанного Мариной Удачиной, директором Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций. Главный посыл: любое мегасобытие (в нашем случае, понятно, это игры чемпионата мира по футболу в 2018 году и Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2020) рассматривается для принимающего города двояко это и выполнение ряда обязательных условий, и открывающиеся возможности для рывка в стратегическом развитии.
Это, безусловно, колоссальная нагрузка на территорию. Только маленький штрих: если мы говорим о футбольных матчах, то только представьте, что после каждого остаётся около 20 тонн мусора, приводит пример Марина Удачина. В то же время есть и неоспоримые плюсы, которые при планомерном комплексном подходе можно использовать себе во благо. В первую очередь, это самое банальное строительство объектов, основа инфраструктурной составляющей подготовки. Ну, и, конечно, нужно учитывать, что все сооружения останутся в городе, и необходимо продумать их дальнейшее использование. Кроме того, уже посчитано, что после проведения мегасобытия ещё в течение пяти-шести месяцев наблюдается повышенный поток туристов.
К сожалению, по наблюдениям директора Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций, сегодня города, которые заявляются на проведение крупных мероприятий, просто позволяют себя использовать. Опроверг эту точку зрения Юрий Менчиц, первый вице-президент Союза дизайнеров России, который занимается подготовкой города Сочи к Олимпиаде-2014. Он даже несколько удивился, что наиболее развитые регионы, где доходы жителей выше средних (тут все уральцы довольно улыбнулись и порадовались похвале), становятся центром притяжения тех самых мегасобытий (вроде как, развивать бы нужно неразвитое, а индустриальные регионы и так найдут пути для самосовершенствования). Вот с Сочи всё наоборот: идея проведения Олимпиады в первую очередь связана с необходимостью возрождения этого угла страны, куда уже и сами россияне не особо-то ехали отдыхать. Электростанции, объездные магистрали, коттеджные посёлки, организация безбарьерной среды в городе, санаторные учреждения и прочее не особо связано именно с событием и останется в Сочи после Олимпиады.
Все понимают, что Екатеринбург даже ещё не в полной мере окунулся в эту дискуссию. Модернизация Центрального стадиона и территории вокруг него до сих пор имеет некоторые вариации. Но есть неоспоримые вещи, к которым, если мы хотим спортивного или иного праздника в мировом масштабе, нужно привыкать уже сейчас. Та же безбарьерная среда, о которой, правда, применительно к Сочи говорил Юрий Менчиц, или экологическая тема, которую задала Марина Удачина. Например, знаете ли вы, что одним из условий, которые ставятся перед городами, принимающими игры ЧМ по футболу, является наличие площадок для раздельного сбора мусора во дворах? Оказывается, есть такое. А теперь представьте: наставили у нас таких контейнеров, до 2018 года мы все исправно привыкаем выбрасывать пластик и бумагу отдельно, а после игр бац, и убрали их, не нужны ведь уже. Абсурд. Так и будем дальше по чуть-чуть улучшать экологическую обстановку. Вот он самый простой, обывательский, понятный каждому пример, как город может измениться после мегасобытия. К слову, на Иннопроме были представлены две контейнерные площадки для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов. Состоят они из четырёх секций: одна для вторсырья пластиковых бутылок и макулатуры, вторая для несортированного мусора, третья для крупногабаритных отходов, четвёртая единственно для энерго-сберегающих ламп. Сразу после завершения выставки обе площадки уедут для апробации в екатеринбургский микрорайон ЖБИ.