Накануне дня Великой октябрьской социалистической революции в Москве состоялась конференция ОБСЕ, посвящённая эволюции СМИ в Европе и на постсоветском пространстве. СМИ, как и работа журналистов, неизбежно трансформируются под влиянием глобальных преобразований. Общая картина мира была выразительно проиллюстрирована событиями из Свердловской области.
Открыли конференцию «Свобода СМИ и безопасность журналистов в России и в регионе ОБСЕ: вызовы и возможности в эпоху цифровых технологий» Министр иностранных дел России Сергей Лавров и Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Арлем Дезир. В обоих выступлениях прозвучала тревога в отношении размывания основополагающих принципов свободы слова и СМИ в мире.
Развитие интернета, появление почти у каждого человека новых возможностей для практически бесплатного производства и распространения информации, снижение роли традиционных СМИ уже сейчас привели к взрывному тиражированию массовых слухов, полуправды и откровенной лжи. В мировой политике всё больше напряжения и это тоже сказывается на степени свободы сбора и распространения информации. Государственные структуры под предлогом защиты общественных интересов начали вводить дополнительные ограничения: в Киеве ограничили вещание нескольких российских каналов, в Лондоне не аккредитовали российских журналистов на международную конференцию по … свободе СМИ, а в Москве ужесточили требования к СМИ в сфере освещения противоправной деятельности и оценок органов власти. Организация «Репортёры без границ» предложила иезуитски разделить СМИ на тех, кому можно доверять, и всех остальных.
Короче говоря, хороших новостей для СМИ ни у одного из выступавших, а их только в качестве основных докладчиков было тридцать, в этот раз не нашлось. Исключениями, оттенившими недобрые вести, стали освобождённые из-под стражи украинскими властями журналист Кирилл Вышинский и российскими правоохранителями – Иван Голунов.
Это сладкое слово – свобода – прописано не только в Конституции Российской Федерации, но и в большом количестве международных документов. Как о чём-то совсем древнем, замдиректора ВГТРК Сергей Брилёв, он же модератор первого часа, вспомнил, как в прошлом веке, работая в «Комсомольской правде», время от времени заходил в комнату цензоров для получения одобрения на публикацию текста. Конечно, страна изменилась. Такие дикие нравы теперь встречаются только в сказках, и о них рассказывают иностранцам и студентам первых курсов. Хотя, если приглядеться…
… то есть очередной повод для прокуратуры Свердловской области обратить внимание на работу некоторых местных нормотворцев. Этот номер «Областной газеты» содержит указания на приказ Департамента информационной политики Свердловской области, которому должны соответствовать все материалы корреспондентов газеты для занесения в отчёт о работе редакции.
Возможно, работники указанного органа государственной власти субъекта федерации, принимая этот чудесный документ, действовали из благих побуждений. Но закон прочитать всё же были должны. Если они не знают о существовании Закона о СМИ, так хотя бы о Конституции наверняка слышали. Мало того, что приказ, касающийся не только «Областной газеты», но ещё нескольких десятков районных СМИ, не был надлежащим образом опубликован, так его авторы умудрились присвоить себе исключительные полномочия Российской Федерации и вторглись в предмет ведения высших органов государственной власти. Свобода слова и запрет на цензуру прописаны в главе 2 Основного закона с говорящим названием «Права и свободы человека и гражданина», а регулирование этих вопросов относится в статье 71 Конституции к предмету ведения Российской Федерации.
Поскольку «Областная газета» не может и не должна нарушать российское законодательство, то и отчёт по материалам на соответствие критериям приказа редакция ещё ни разу не представляла. Кстати, прокуратура уже не раз защищала журналистов в Свердловской области и приводила в соответствие с федеральным законодательством местные нормы. Поэтому есть надежда, что эта позитивная тенденция получит продолжение.
Журналист-расследователь Иван Голунов, о котором страна узнала в июне 2019 года после его ареста и попытки обвинения в сбыте наркотиков, присутствовал на конференции ОБСЕ, можно сказать, в качестве почётного гостя. По тому нашумевшему делу после массовых протестов в СМИ и социальных сетях уволили несколько генералов. Журналиста освободили. Однако выступление Ивана духоподъёмным от этого не стало:
– Есть проблема безнаказанности тех, кто организовал это дело. Следствие ничего не выяснило. Меня уже два месяца никуда не вызывают. Я подал в суд заявление о бездействии.
Несомненно случай Ивана Голунова подтверждает статистику, озвученную на форуме – 85 процентов преступлений против журналистов остаются нерасследованными.
В Свердловской области далеко ходить за похожими примерами не требуется. В сентябре 2001 года в поселке Рефтинский Асбестовского района был убит главный редактор местной газеты «Новый Рефт» 29-летний Эдуард Маркевич. Дело не раскрыто.
Можно привести и относительно свежий пример: 12 апреля 2018 года было совершено нападение на главного редактора «Областной газеты». Слава Богу, обошлось без тяжких последствий. Но активные следственные действия начались только после вмешательства в дело на тот момент заместителя Генерального прокурора России в УрФО Юрия Пономарёва. Расследованием занялся Следственный комитет. К сожалению, дело также, как и другие 85 процентов, повисло.
Об этом же сказал и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв, который анонсировал создание единой базы дел о преступлениях против журналистов. Случай с Иваном Голуновым, где общественное давление сыграло решающую роль в его освобождении, подталкивает к усилению мер негосударственного контроля за действиями правоохранительных органов.
Враньё, оно и в ОБСЕ – враньё. В какие бы красивые одежды не наряжали ложь, называя её фейками, слухами, неподтверждённой информацией и проч., она была, есть и будет поганым делом. Если этим занимаются отдельные граждане, то это плохо, но всё же менее опасно, чем то же самое в исполнении профессиональных журналистов и специалистов информационных технологий.
– В основе фейков лежат финансы, на вранье зарабатывают, – Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец», озвучил главную причину увеличения потока неправды. – Зарабатывают и на ярких, но пустых заголовках, и на том, что берут деньги за удаление уже опубликованных материалов.
– Когда ведутся целые информационные кампании, то противоядия нет, – считает директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова. – Нужно укреплять иммунитет. Фейков не станет меньше.
Где-где, а в столице Среднего Урала, этого «добра» хватает. Фейк производится в промышленных масштабах. Даже на экспорт. Никто не знает, что с этим делать. И снова пример из жизни «Областной газеты» – Информационно-аналитическое агентство «Ура.ру» (по данным регистрации именно так, а не «Российское информационное агентство» как сказано на их фейковом сайте) опубликовало уже более 150 материалов о работе редакции «ОГ». Слухи, сплетни, откровенная ложь. Как с этим бороться? Будем укреплять иммунитет.
И как сказал владелец газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев, «есть предел вранья, дальше которого его уже не воспринимают – больше оно или меньше».
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
– Неужели журналисты ни на что не способны сами? – забросил вопрос в аудиторию в самом начале конференции исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский. – Журналисты должны бороться за свои права. Если мы все будем рассказывать о лишении аккредитации наших коллег и других фактах давления…
Пока же с прискорбием надо отметить, что журналисты всё больше проигрывают блогерам и интернет-активистам. В отличие от любителей журналисты-профессионалы связаны нормами права и профессиональными стандартами. Рядовые пользователи Интернета не обременены ничем и могут писать и говорить что угодно без каких-либо ограничений со стороны закона или морали.
Информации в мире становится всё больше, но её качество падает с такой же скоростью, как увеличивается количество. Сможет ли решить эту проблему Роскомнадзор? Один, без профессионального сообщества и общественной поддержки – вряд ли.
Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова обратила внимание на тенденцию, которая получает всё больше подтверждений в российских судах. Если пятнадцать лет назад основные претензии к СМИ возникали по поводу защиты чести и достоинства граждан, то теперь органы правосудия завалены исками редакций об отмене административных штрафов и ограничений, наложенных надзорным органом. Медиаюрист обозначила новый этап – переход от государственного контроля к усиленному государственному контролю. А в качестве иллюстрации привела судебную эпопею, главным актором которой оказалась снова «Областная газета». На страницах нашего издания был опубликован юмористический материал «Красной бурды» против взяточников. Пять районных судов и три областных пришлось пройти редакции, чтобы исключить сайт газеты из чёрного списка Роскомнадзора и чтобы снять запрет на юмореску, которую чиновники даже не видели.
В заключительном слове Арлем Дезир подчеркнул, что состоявшиеся дебаты были очень страстными и, по его мнению, в той же степени полезными. Насколько полезными, каждая страна региона Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе определит для себя сама. Нам продолжение таких дебатов точно не помешает.