Сегодня во всём мире отмечают День ювелира. Известно, что именно Урал всегда считался российской сокровищницей, а уральские мастера в своё время заложили уникальные традиции ювелирного и камнерезного искусства. Но как ни странно, ни в столице Урала, ни в целом по России официально такой профессии, как ювелир, сегодня не существует. Соответственно, в вузах отсутствуют кафедры с одноимённым названием. Чаще всего азам этого мастерства учат в рамках факультетов декоративно-прикладного искусства.
Накануне Дня ювелира, мы поговорили с представителем этой профессии. Екатеринбуржец Дмитрий Спирин работает в одной из ювелирных мастерских уже 7 лет.
В Екатеринбурге существовала кафедра ювелирного искусства в Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Однако недавно её объединили с кафедрой декоративно-прикладного искусства.
Раньше студенты УрГАХА, которые поступали на кафедру ювелирного искусства, учились по специальной программе, которая включала много практики в ювелирной лаборатории, разработку и создание изделий. Теперь, после ликвидации кафедры, они вынуждены обучаться по общей программе кафедры декоративно-прикладного искусства, теперь ту же лабораторию они могут посещать лишь в свободное от учёбы время или во время производственной практики.
— В государственном реестре специальностей уже нет упоминания о ювелирах. То есть в трудовой книжке у студента-ювелира не может быть записи «ювелирный дизайнер», — рассказывает бывший заведующий кафедрой ювелирного искусства УрГАХА Асфан Хисматулин. — Раз нет специальности, то посчитали, что и узкоспециализированная кафедра не нужна.
Ювелирная кафедра в УрГАХА представляла собой лабораторию по производству сувениров, которая располагалась в подвале академии. По словам Хисматулина, будущих ювелиров лучше всего натаскивать на сувенирной продукции, после работы с которой они без проблем смогут переключиться на украшения. Всё оборудование, на котором шла работа в лаборатории, своими руками разрабатывал и создавал сам Асфан Канифуллович. Работала лаборатория по принципу коммерческого предприятия: сотрудники и студенты кафедры искали заказчиков, делали им различные изделия и получали прибыль.
— Обучение студентов на кафедре состояло, фактически, из сплошной практики, — говорит Хисматулин. — От каждого заказа, к которому они приложили руку, ребята получали проценты. Так у них формировалось представление о рынке, о работе с клиентами. После выпуска они могли попытаться открыть что-нибудь своё.
Но открывать своё ювелирное дело в России, по мнению Асфана Хисматулина, рискованно. Несмотря на то, что ювелирных мастерских существует очень много, зачастую там лишь чинят уже готовые ювелирные изделия, а не производят что-то своё.
— Во-первых, ювелирные украшения в нашей стране не являются залоговой ценностью, — объясняет Асфан. — Например, если вы купили колечко и захотели его заложить, то сделать это можно только в ломбарде. А во всём мире это же кольцо можно заложить под проценты в банк. Если бы ювелиры были производителями залоговых ценностей, то у них и жизнь была бы другой. Во-вторых, сегодня невозможно выгодно купить золото. Если покупать слиток честным путём, то ювелир должен уплатить 18-процентный налог от стоимости. А когда он будет продавать готовое ювелирное украшение из этого золота, то эти 18 процентов к нему уже не вернутся.
Сегодня лаборатория в УрГАХА продолжает работать, только уже не как отдельная кафедра, а как место производственной практики.
Мастеров ювелирного дела в Екатеринбурге ещё готовит Уральский государственный горный университет на кафедре художественного проектирования и теории творчества, внутри которой есть специальность «Искусство костюма и текстиля».
— Мы учим наших студентов проектировать, обрабатывать изделия, работать с камнем, — рассказывает сотрудница кафедры Людмила Муратова. — Акцент делаем на создании комплектов ювелирных украшений. Например, студенту даётся какой-то фон, скажем, костюм, к которому он должен разработать украшения.
Каждый студент регулярно проходит практику на производстве. Работу многие находят себе ещё во время учёбы. Кто-то устраивается консультантом, кто-то — в мастерские, кто-то — дизайнером.