Екатеринбургский геймер зарабатывает на жизнь онлайн-игрой в танки

: Александр Пономарёв
За компьютером Максим Мазеин проводит по пять-семь часов в день. Говорит, что играть в одну и ту же игру ему нисколько не надоедает. Фото: vk.com

Екатеринбуржцу Максиму Мазеину 31 год. Он — «танкист»: управляет различными моделями танков (в его личном ангаре их больше ста), участвует в боевых сражениях (уже успел уничтожить десятки тысяч вражеской техники), побеждает и за это получает деньги. Правда, делает он это в режиме онлайн, но компьютерные баталии по степени риска чем-то напоминают реальные: поражение в игре может стоить профессиональному геймеру если не жизни, то карьеры.

Бесплатный танковый симулятор «World of Tanks» («Мир танков» — англ.), который разработала белорусская студия Wargaming.net, вышел в августе 2010 года и сразу стал бестселлером среди компьютерных онлайн-игр. По последним подсчётам более ста миллионов человек по всему миру сегодня участвуют в танковых баталиях по сети. Суть игры предельно проста: необходимо своим танком уничтожать танки противников, которыми тоже управляют реальные люди. За победу вам начисляют бонусные очки, которые вы можете потратить на покупку новых бронированных боевых машин или улучшить характеристики уже имеющихся: например, купить новое орудие, усилить пробивную силу снаряда, увеличить дальность его полёта и так далее. Повысить качество своей машины можно и другим, более быстрым способом: например, купить необходимые запчасти или новый танк за настоящие деньги из собственного кошелька.

Для кого-то «World of Tanks» («WOT») — это просто способ убить время, а для кого-то — весьма прибыльная профессия. По этой игре регулярно проводятся турниры среди профессиональных команд-киберспортсменов, которые посвящают ей всё своё время. На соревнованиях они обычно борются за призовой фонд, который может достигать сотен тысяч долларов. Одной из самых титулованных в мире команд по «World of Tanks» считается Natus Vincere (Na'Vi) (Рождённые побеждать — лат.). Именно за неё и выступает екатеринбуржец Максим Мазеин.

— Компьютерными играми я увлёкся ещё в школе, — вспоминает Максим. — Мы тогда с другом прогуливали первые уроки, чтобы поиграть в приставку. Потом уходили на занятия, а после — опять шли играть. Потом у меня появился компьютер. Тут можно долго перечислять, во что я играл. Перепробовал всё. Мне одинаково нравились и стратегии, и стрелялки. Всегда стремился играть на результат, то есть все игры проходил до конца, а в онлайн-битвах меня интересовала только победа.

- Максим, а чем тебя привлёк «Мир танков»?

— До этого я играл в другую онлайн-игру — «Баттлфилд». По сути, это стрелялка, но там можно использовать различную боевую технику, на которой мне очень нравилось гонять. В особенности как раз на танках. В начале 2010 года мой друг показал мне «WOT» — она тогда ещё находилась на стадии закрытого бета-тестирования (проверка игры перед её выходом определённым количеством геймеров, чтобы выявить максимальное число ошибок в её работе для их последующего устранения. —Прим. авт.). Впервые поиграл в «танки» за несколько месяцев до её официального выхода, когда начались открытые тесты. Понял, что игра мне очень нравится.

- Сегодня в «WOT» играют более ста миллионов человек. В чём секрет успеха этой игры?

— До неё не было ничего подобного на рынке онлайн-игр. Были шутеры, бродилки, стратегии, а вот открытых боёв на военной технике в таком простом исполнении… Играть могли все, необходимо было задействовать всего несколько кнопок на клавиатуре и компьютерную мышь. Каждый танк в игре разрабатывается с учётом всех характеристик реальных моделей. Я читаю про технику на которой играю, чтобы, к примеру, понять где проще пробить броню того или иного танка и под каким углом это лучше всего сделать или выявить другие особенности машины.

- Когда ты решил, что хочешь заниматься киберспортом профессионально?

— Кого из самых сильных игроков ни спроси, никто не предполагал, что когда-то они будут киберспортсменами. Всё начиналось с того, что ребята просто играли не ради фана, а на результат. Таких геймеров легко можно было определить. У каждого игрока есть статистика, где отображается количество его побед, поражений, матчей и так далее. Так и в моём случае, мою статистику увидели ребята из команды «The RED: Rush» и пригласили меня на испытательный срок, который я прошёл.

- Получается, что в киберспорте команды формируются не по принципу дружбы, а по расположению в турнирной сетке?

— Абсолютно верно. Во время игры сильные игроки видят друг друга и пытаются скооперироваться. Они здраво мыслят, ведь со слабым звеном в команде на турнирах не победишь. Так же собиралась и наша команда, поэтому география участников обширна: Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Москва, Смоленск, Белгород, Астрахань, Харьков.

- Наверняка у каждой команды есть свои тактики ведения онлайн-боя?

— Конечно. Но любая тактика живёт недолго. Во время турниров команды-соперники активно изучают друг друга и придумывают, как мы её называем, «контру» (контр-тактику. — Прим. авт.). Поэтому новые тактические приёмы игрокам приходится придумывать постоянно.

- Как проходят командные тренировки?

— Непосредственно перед самим турниром мы тренируемся по три часа днём и по три-четыре — вечером. А когда до турнира месяц, то тренируемся только вечером. Обычно мы находим себе спарринг-партнера (какую-нибудь команду), договариваемся на определённое время и играем.

- Сегодня ты выступаешь за одну из сильнейших команд по «WOT» в мире. Расскажи, как ты туда попал?

— Na'Vi — это украинская киберспортивная организация, которая собирает и развивает сильные геймерские команды по разным играм. Она создаёт все условия для игроков, чтобы они могли тренироваться и играть не задумываясь о посторонних вещах: таких, как покупка билетов, переводы призовых выигрышей и так далее. За Na'Vi я выступаю с прошлого года. Тогда в нашей команде «The RED: Rush» сформировался стабильный состав, и мы собирались участвовать в своей первой лиге по «WOT». Na'Vi как раз открывали у себя отделение по этой игре, а поскольку мы тогда выигрывали многие турниры, они пригласили нас. Мы согласились.

- Но большинство участников вашей команды живут в России, а на турнирах вы представляете Украину. Внутренние противоречия не возникают?

— На самом деле наша команда выступает под российским флагом, но не всем это нравится. На самом деле после вступления в Na'Vi, мы никогда не обговаривали ни с организацией ни с командой, какой флаг должен представлять нашу команду. Нас не волновал этот вопрос, потому что играем мы не за Россию или Украину, а в первую очередь за свою команду.

- В каких турнирах успели принять участие?

— Играли в международных лигах «Star Ladder», «Techlabs Cup», «NVIDIA GeForce eSports Open», «Wargaming.net». Но самой значимой для нас была победа на крупнейшем международном чемпионате по кибериграм «World Cyber Games», потому что это была первая мировая битва по «WOT» в рамках этих соревнований. После чего мы подтвердили наше чемпионство в Варшаве на турнире «WGL Grand Final 2013», заняв первое место. В дальнейшем планируем участвовать на новом турнире «WCA» World Cuber Arena.

- Удаётся ли зарабатывать игрой?

— Более того, успехи нашей команды позволили мне уволиться с обычной работы и посвятить себя игре. За год, сохраняя лидерские позиции в турнирной сетке, можно заработать около полумиллиона рублей. В общем, я в состоянии обеспечивать троих своих детей и жену.

- А как семья относится к твоей новой профессии?

— Чтобы поддерживать свой уровень игры, мне пришлось отстраниться от семьи. Я живу отдельно. Видимся мы раз в неделю — в выходные. Жена к этому нормально относится, дети, что постарше, тоже, а вот младшая дочь, которой два с половиной года, никак с этим мириться не хочет, всё время требует папу. Это плата за мой успех...

- Но ты же понимаешь, что не сможешь заниматься киберспортом всю жизнь и лет через пять-десять это закончится?

— Ну пять-десять лет это сильно сказано. Максимум ещё два-три года. Потом найдутся более сильные игроки, которые заменят меня. Я вообще наверно один из самых старых киберспортсменов в мире занимающий со своей командой топовые места на турнирах. Тогда как киберспортсмены уже в 25 лет уступают в реакции более молодым игрокам.

- Получается, киберспортивные команды существуют по принципу естественного отбора: выживает сильнейший?

— У нас в команде все дружны, однако каждый понимает, что если он не будет держать уровень, то подведёт команду. Если кто-то начинает играть хуже или не успевает за командой, то человека заменяют.