В скором времени учебников по истории будет не около 60 на выбор, как сейчас, а один на всю страну. Писать учебник планировали, как «Википедию» всем миром. Российское историческое общество ещё летом выложило в Интернете вариант историко-культурного стандарта своеобразного плана, по которому будет выстроен учебник. Учителя нашли в нём массу недочётов. Сейчас на обсуждение вынесена вторая версия, в которой учтены замечания педагогов.
Клубок противоречий
Пока я читала только первую редакцию концепции. Но уже на первых двух разделах из девяти у меня набралось 200 замечаний к авторам: фактических, стилистических, рассказывает о первых впечатлениях от знакомства с текстом концепции преподаватель специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Изабелла Огоновская.
Учителя ждали от единого учебника истории многого. Сейчас учебных книг по истории, рекомендованных к использованию в школах, около 60. В книгах разнятся оценки, какие-то факты опускаются...
В учебнике по истории материал часто преподносится в некоем патриотическом ключе. При описании конфликтов раскрываются не все стороны, причины событий смягчаются или вовсе игнорируются. Это легко понять, если сравнивать разные источники, рассуждает одиннадцатиклассница Алёна Абрамова.
В последнее время историками проведено много исследований касательно событий того же ХХ века. Но в учебники они не попадали, так как книги попросту перепечатывались с «кальки»
Чьи забыты имена?
Концепция историко-культурного стандарта, по которому будет написан новый учебник, подверглась критике педагогов. Особенно много замечаний в первой редакции было относительно периода ХХ века. В описании событий Великой Отечественной войны упущено партизанское движение, не хватает других важных этапов и боёв. Пересказан тот материал, который был известен ещё в
Комментарии формулировались Областной ассоциацией учителей истории, и городские педагоги тоже в этом участвовали. Но теперь к концепции добавили раскрытое содержание, и там есть всё, о чём мы говорили, даже много. Подробно сказано по истории войны, акцент сделан на единстве общества, рассказывает руководитель ассоциации учителей общественно-научных предметов Екатеринбурга Елена Нуждина.
Но ряд замечаний всё же остался. Например, пропущены некоторые исторические процессы. Так, падение Византийской империи просто осталось за кадром. Есть неоднозначные изменения в формулировках. В старых учебниках восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года названо «революционным движением». В стандарте обозначается как «первый опыт открытого общественного выступления». Большое смятение у учителей вызвало описание событий ХХI века. С точки зрения истории события начинают рассматриваться только спустя 50 лет. А как быть сейчас, когда план учебника расписан буквально до 2012 года и заканчивается избранием Владимира Путина на должность Президента России? Можно ли оценить исторические события, во время которых ты сам живёшь? Вероятно, это должны делать не историки, а политологи. И могут ли подвергаться их оценки проверке? Нельзя забывать, что историко-культурный стандарт станет основой для формирования заданий к Единому государственному экзамену по истории.
Смотрите документы
Вначале ожидание единого учебника сменилось у учителей с восторга на настороженность. Но их приятно удивило то, что к их замечаниям действительно прислушались. Появляется надежда, что книга действительно будет соответствовать идее «написано всем миром».
Так или иначе учитель сможет донести до учеников информацию, каким бы ни был в итоге учебник. Кроме того, методическое пособие не единственный источник информации. Всегда можно обратиться к документам, почитать дополнительную литературу. Те, кто хотят изучать историю углублённо, так и делают, рассуждает учитель истории школы № 13 Ирбита Ирина Чулкова.
Учителя истории особо не обсуждают с ученикам то, как пишется учебник. Они говорят, что старшеклассников это всё равно уже не коснётся, а пятиклассники не поймут. К случайно оброненной фразе учителя, что учебник будет один на всю страну, ученики относятся с улыбкой. «Не может быть!» изумляются они. Ещё как может.
Кстати
После каждого раздела в историко-культурном стандарте указан список основных событий и дат, которые должны запомнить школьники. Вот полный перечень того, что авторы учебника считают главным в XXI веке: