Предки Евгения Козлова были известными в вятской стороне пимокатами. Куда бы ни переезжали, колодки везли с собой. И Евгения в детстве научили катать валенки. Вроде бы зачем инженеру-электрику такая наука, а гляди-ка — пригодилась.
Первоуральский инженер-электрик Евгений Козлов вспомнил дедовское ремесло в 90-е годы, когда на предприятии стали задерживать зарплату и отправлять в отпуска без содержания. Сначала валенки стали попутным приработком, а потом и вовсе семейным бизнесом. Козловы приобрели на окраине Невьянска просторный дом. На первом этаже обустроили производственную площадку, на втором — жилые комнаты. Так и родилось предприятие.
— Я, супруга Ирина, трое детей — все в деле, да и внуки, даром что маленькие, тоже приглядываются. Тут надо делом проникнуться. Мы даже, когда катаем, разговариваем с валенком. Потому что он всё понимает. Его попросишь хорошо, и он быстро сядет, — рассказывает «ОГ» Евгений Козлов.
Кроме членов семейства производством занимаются и другие невьянцы. Всего на фабрике 30 человек. Особенно дорожат здесь талантливыми вышивальщицами. Такими, как Татьяна Шаравьёва. Она вышивает гладью по валенку так искусно, что ни единой ниточки внутри не видно.
— Простор для творчества огромный. Вышиваю цветочные узоры, строгие орнаменты, целые пейзажи иногда. Спокойный график работы и оплата хорошая, — всё это удобно мне, как маме четверых детей, — признаётся Татьяна.
За год в Невьянске валяют две с половиной тысячи пар обуви. Продают в фирменном магазине, куда дорогу хорошо знают не только невьянцы, но и жители Екатеринбурга, Нижнего Тагила. Козловы участвуют в крупных ярмарках — Нижегородской, Ирбитской. Даже специальный выставочный валенок скатали — трёх с половиной метров высотой. Но особенно любят и ждут невьянский валяный товар в Сибири и на Северном Урале. Зима там суровая, поэтому даже летом традиционная обувка уходит с прилавков влёт.
— Это по деревенскому чистому снежку валенку сноса не будет, а в городах, где соль и песок под ногами, лучше иметь обувь на подошве. Валяши, чёсанки, бурки, угги, валенки-сапоги — мы освоили более пятидесяти моделей. Все из натуральной овечьей шерсти, — рассказывает Евгений Козлов.
Обувь, предназначенная для повседневной носки, продаётся по демократичным ценам, которые Козловы не повышают с 2012 года. Пару добротных валенок в фирменном магазине можно приобрести за 1200 рублей. Но есть и эксклюзивные заказы, которые приносят невьянцам не только деньги, но и славу. Чего только стоит подарок для английской королевы.
— Эксклюзивные валенки заказал журналист федеральной телекомпании перед аудиенцией в Букингемском дворце. Для Елизаветы II я сделал валенки из белой шерсти по традиционной технологии, но вышили мы их необычно — золотыми нитями, — рассказывает Евгений Геннадьевич, — получились очень красивые. Жаль только, что фотографии нет — часть королевского гардероба снимать нельзя.
Другим ответственным заказом стала обувь с олимпийской символикой. Вышили они ромашки, составив их в виде колец. Тут и спортивная тема, и российская душа. Коллекция была сделана для продажи сувенирной продукции в Сочи.
Нынче Козловым поступил ещё один необычный заказ, на этот раз из Москвы. Друг Николая Валуева — чемпиона ринга и депутата Госдумы, узнал, что тот не может приобрести для охоты валенки. Размер-то нужен богатырский. Тогда товарищ обратился к невьянским мастерам с просьбой скатать валенки 54-го размера. Евгению пришлось открыть заветный шкафчик, где хранятся дедовские колодки — от 5 до 55 размера. На работу потратили целую неделю и почти пять килограммов овечьей шерсти. В итоге заказ был выполнен в лучшем виде и уже отправлен покупателю.