Баю-бай

: Дмитрий Сивков
Больше всего Ольге Симаковой нравится плести детские колыбели. Фото: Владислав Луканин

Год назад семья Симаковых переехала из Екатеринбурга в село Чусовое (Шалинский ГО) и поселилась в доме на берегу одноимённой реки. Здесь Ольга — мать троих детей — теперь занимается редким по нынешним временам ремеслом — плетением детских колыбелей из ивовых прутьев.

— Когда мы с детьми несколько лет назад ходили по Чусовому и присматривали дом для покупки, я заглянула в окно одной из изб и сказала: «Наверное, здесь счастливые люди живут», — вспоминает Ольга. — Если бы мне, жительнице Екатеринбурга, лет в двадцать кто-то сказал, что я с удовольствием буду жить в деревне, то я бы посмеялась.

Мировоззрение молодой горожанки стало меняться после рождения первого ребёнка. Когда появилось желание приобщиться к народным промыслам, судьба послала и человека, который научил основам лозоплетения. Сегодня Ольга стала уже признанным авторитетом в своём деле — возглавляет Свердловскую областную общественную организацию «Союз мастеров Урала». Она уверена, что постичь основы ремесла по книгам довольно трудно. Не зря раньше ученики, прежде чем сами брались за дело, не один год выполняли черновую работу, наблюдали за работой наставника. Вот и старшую дочь Настю мама до плетения допустила не сразу — только лет в 11, уже после переезда в Чусовое. Сейчас у младшей Симаковой уже получаются какие-то простые вещи, а мастерство — дело наживное. Средняя — Василиса, которой сейчас 10 лет, к маминому ремеслу пока не проявляет интереса, а вот четырёхлетний Станислав постоянно вертится под рукой во время работы, а то и уснёт в ещё недоделанной матерью колыбели.

Ивовые прутья Ольга сначала замачивает в бане. Фото: Владислав Луканин

— Конечно, корзинки, хлебницы и прочие предметы домашней утвари я тоже плету, — говорит Ольга, — но колыбели, которые в народе называли люльками да зыбками, — особая история. Это не просто кроватка, где укачивают грудных детей. Не зря же у этого слова есть более широкий, сакральный смысл — начало начал, место зарождения чего-либо, например: «Земля — колыбель человечества». Люлька известна большинству народов мира — как подвесная так и на опоре-качалке. Раньше для изготовления люлек использовали дерево — дощатые, долблёные, — кожу, верёвки, ну и ивовые прутья. Кстати, сами по себе колыбели считались мощным языческим оберегом, существовало поверье, что в подвешенной люльке дитя находится под покровительством небесных сил.

Сейчас интерес к традиционной культуре повышается, растёт спрос и на подобные предметы. Люльки Ольги Симаковой покупают не только в регионе, но и за его пределами. Мало того, всё больше люди хотят быть не просто заказчиками, но и приложить руку к изготовлению колыбели. Недавно за этим приезжал будущий дедушка из Ханты-Мансийского округа, скоро ждут ещё одного такого гостя.

Первым, кто тестировал колыбельки, был сын Станислав. Фото: Владислав Луканин

Важная часть производственного процесса — это баня. Здесь в баке для горячей воды запариваются ивовые прутья, после чего кора с них снимается легко, а сами они становятся податливыми. Плести надо, пока прутья не высохли. Ивовый же отвар лозы используют для помывки, ведь он обладает целебными свойствами. А кору с прутьев после дополнительной обработки — для дубления досок, для защиты их от гниения и насекомых.

Обыкновенная ива, во множестве произрастающая по берегам Чусовой, для плетения не подходит. Нужны специальные сорта — краснотал и ива Сукачёва, они растут, например, в селе Трёка, что в тридцати километрах от Чусового. Заготовка лозы ведётся ближе к зиме: и высоты набирают посадки, и хранить в снегу лозу лучше всего — меньше сохнет. Так что самый сезон у мастеров плетения ещё впереди.