Шалинец Дмитрий Силин перенял навыки работы с деревом от отца, и сейчас его лодки пользуются спросом далеко за пределами не только муниципалитета, но и региона.
Силины в Шале — это бренд. Глава семейства Виктор Владимирович уже много лет занимается изготовлением окон, дверей, предметов мебели и других изделий из дерева. Этой же дорогой идут и сыновья Дмитрий и Егор. Младший, Егор, активно помогает отцу и старшему брату Дмитрию, который к 27 годам уже занял свою нишу в семейном деле — он лодочных дел мастер. Своими руками Дмитрий построил более тридцати небольших судов, не имеющих нареканий от владельцев.
— Я сварщик по основной профессии, — рассказывает Дмитрий. — Несколько лет жили с семьёй и в Первоуральске, снимали квартиру. Столярничать и плотничать, конечно, не прекращал, домой-то часто наведывался. А весной вернулись в Шалю, решили с женой, что хватит с нас городской жизни. Не знаю, пристрастятся ли когда-нибудь мои сыновья, восьмилетний Костя и двухлетний Матвейка, к семейному ремеслу: старший пока всё больше за компьютером пропадает, а вот младшенький часто под ногами вертится то с саморезами, то с молотком.
Первые плоскодонки — именно этот тип лодок распространён в Шалинском районе — Дмитрий делал по наставлениям и подсказкам своего отца, который имел некоторый опыт в этом деле. Теперь сын ушёл в самостоятельное плавание. Проходит оно вполне успешно. Это только кажется, что в век современных технологий и материалов такая вещь, как деревянный чёлн, востребована исключительно где-нибудь в захолустье. Наоборот, основной поток заказов идёт из городов через Интернет. «География» обширна: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Курган, Северная Осетия… были даже клиенты из Хабаровска. Правда, дальневосточники подвели — не забрали заказ, но нет худа без добра — теперь у Силиных появились своя лодка, а то жили по принципу «сапожник без сапог».
Лодку, так и не получившую хабаровскую прописку, Силины покрасили в белый цвет и предлагают молодожёнам для свадебных фотосессий на Шалинском и Сылвинском водохранилищах. Правда, лето пока не располагает к прогулкам на воде, но, говорят, «бабье» обещает порадовать.
Среди заказчиков лодочные станции и частники. Кому-то нужны лодки для больших водоёмов, кому-то — для прудиков на даче. Предварительно обговариваются размеры и форма судна, ширина дна (его делают из водостойкой 8-миллиметровой еловой фанеры). На борта тоже идёт еловая доска, которую закупают на местных пилорамах. Любая доска в этом деле не годится, подбирают широкую и желательно без сучков, а у сучковатой ёлки её не так часто встретишь. Железные уключины тоже приходится мастерить самим, ведь лодка сдаётся «под ключ», часто её новые хозяева сразу же садятся за вёсла, спеша провести ходовые испытания.
Стандартная плоскодонная «классика» длиной 4 метра стоит порядка 15 тысяч рублей, что сопоставимо с ценой простенькой резиновой двухместной лодки. Так что силинский товар можно назвать бюджетным. Не ко всем лодкам заказчики предъявляют, казалось бы, непременное требование плавучести. Встречаются и большие оригиналы, так, одному клиенту из ХМАО понадобился диван в виде плавсредства, другому — из Чебоксар — такого же вида стеллаж.
Приближается осень и заказов на лодки становится всё меньше, а скоро и совсем не станет — спрос на них сезонный. Но и зимой Дмитрий не будет сидеть сложа руки, народ начнёт утепляться — пойдут заказы на окна-двери. Наверняка лодочных дел мастеру в заготовках для рам или косяков будут видеться время от времени очертания его величественных лодок, слава о которых плывёт впереди них.