Деревня Малый Турыш затерялась где-то в двухстах километрах к западу от Екатеринбурга. Ни заводов, ни ферм, ни даже автомобилей, только луга да леса кругом. Здесь, по городским меркам - в абсолютной глуши, предприниматель Равиль Санжапов с лёгкой руки своей старшей дочери наладил производство крем-мёда с ягодами, который быстро стал популярным среди москвичей и петербуржцев. Развивая пасеку своего отца, Равиль Рафаилович пытается вдохнуть в деревню новую жизнь.
На единственной деревенской улице заколоченные окна и покосившиеся ворота через каждые несколько метров чередуются с аккуратными занавесками и яркими заборами в резных узорах. Тишину нарушает только редкий лай собак да шорох опадающих листьев. У старого деревянного домика на три окошка нас встречает невысокий энергичный мужчина в сапогах:
— Хотел перевезти сюда своих родителей вместе с пасекой, но у них с переездом не сложилось. Сейчас уже два года, как отец пасекой не занимается, всё на мне, — рассказывает Равиль. В последнее время он почти постоянно живёт в Малом Турыше, а раньше приезжал сюда из Екатеринбурга только на лето.
В своё время получив специальность «Подземная разработка рудных месторождений», Равиль лишь несколько лет посвятил профессии. В начале девяностых пришлось выбирать: или сидеть без денег, или начинать своё дело. Когда на руках - жена и маленький ребёнок, не до раздумий. Занялся бизнесом. Небольшой магазин одежды Равиль держит до сих пор. И хотя постепенно он отходит на второй план, но с закрытием предприниматель решил повременить. Как ни крути, это стабильный доход, а пасека требует вложений. Так, этим летом семья Санжаповых задумала строительство холодильного цеха для взбивания крем-мёда, необходимую сумму решили собрать с помощью краудфандинг-платформы Boomstarter. Задумка удалась, но в реальности стройка оказалась в разы дороже.
МНЕНИЕ
Мёд или крем?
- Я стал замечать, что с каждым годом простой мёд продавать всё сложнее, и в прошлом году мы попробовали сделать крем-мёд. Сам продукт - это не наше изобретение, он популярен в Европе, в Америке, а в Канаде вообще 80 процентов всего мёда продают именно в этом состоянии. По идее, этот тот же самый вставший мёд, но переработанный: при взбивании кристаллы мёда измельчаются и структура становится более нежной. После такой обработки он долго хранится и больше не кристаллизуется. С простым мёдом ведь бывает так, что его ложкой не ковырнёшь, а крем-мёд остаётся в своём изначальном состоянии, - рассказывает Равиль. Идею подсказала старшая дочь Гузель, она же разработала дизайн нового продукта и стала искать покупателей.
Технология проста: мёд взбивается медленно и при низких температурах, так что все полезные свойства сохраняются. А за счёт сушёных ягод, орехов и фруктов витаминов в нём больше, чем в обычном. Ягоды и фрукты, прежде, чем попасть в баночку, обрабатываются в специальных сушилках в режиме сохранения витаминов при температуре 39 градусов.
Кстати, в мёд добавляют в основном здешние ягоды, собранные в уральских лесах руками местных жителей. Сперва люди просто собирали ягоды и сдавали на пасеку, а нынче летом Равиль оборудовал свой грузовичок скамейками и стал сам отвозить желающих подзаработать в ягодные места.
- Конечно, заниматься пчеловодством на Урале непросто. В Башкириии, например, взяток у пчёл около месяца, а у нас — 10-14 дней. В остальное время пчёлы набирают нектар для себя. Но зато на Урале мёд вкуснее, это я вам точно говорю! Тут букет совершенно другой. Мой отец сейчас живёт под Бугульмой в Татарии и возит мёд отсюда туда. Люди берут с удовольствием, потому что там мёд грубый, кристаллизация сильнее, а у нас он мягче, - уверен Равиль. Сам он, кстати, совершенно не ест сахар - только мёд и лучше всего вприкуску:
- Сразу на язык, как кот Матроскин, - смеётся он.
Впрочем, нынче мёд приходится экономить - из-за дождливого и холодного лета урожай у Равиля в три раза меньше обычного. Если в прошлом году собрали около 1800 килограммов, то в этом - всего 600. Так что простой мёд предприниматель в этом сезоне не продаёт совсем, только крем - благодаря его высокой цене даже при таком урожае можно будет вкладываться в развитие.
- Крем-мёд больше рассчитан на москвичей, на гурманов — им же надо изюминку какую-то, за неё они готовы платить. Для местного покупателя крем-мёд дорогой, но заниматься реализацией только простого мёда невыгодно, это на грани убыточности, - рассуждает Равиль. Сейчас он работает по предзаказам и очень рассчитывает на Новый год, говорит, москвичи хорошо берут крем-мёд на корпоративные подарки. Покупателей Санжаповы находят через Интернет, преимущественно это — обеспеченные жители Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Семейное дело
Гузель Санжапова - старшая дочь хозяина пасеки. Девушка родилась и выросла в Екатеринбурге, а последние девять лет живёт в Москве, куда в своё время уехала учиться в МГУ. Несколько лет назад Гузель начала создавать галстуки-бабочки и сегодня её бренд "Cocco bello" пользуется популярностью среди столичных модников. Этот бизнес и стал отправной точкой для развития медового проекта в деревне. Девушка решила, что такой необычный продукт, как крем-мёд, точно будет продаваться, если его грамотно представить. И не ошиблась.
- Крем-мёд пока не стал массовым продуктом, люди привыкли есть обычный мёд. Но мы рассказываем своим клиентам, в чём заключается технология, почему этот мёд не хуже обычного, а даже лучше. Конечно, прибыльным бизнесом пока это не назовешь, все деньги вкладываются в дальнейшее развитие. Мы ещё довольно далеки от того, чтобы выйти в ноль, - рассказывает Гузель.
- Почему крем-мёд такой дорогой? Баночка 250 граммов стоит 350 рублей. За эти деньги можно купить полкило простого мёда…
- Наши покупатели живут в больших городах, много путешествуют и имеют возможность сравнивать. Все они понимают, что мы сообща даём работу людям, которые в ней нуждаются. На первый взгляд действительно может показаться, что цена довольно высока, но она связана с социальной ответственностью, которую мы возложили на продукт. Если минимизировать расходы и рассуждать исключительно с точки зрения бизнеса, то гораздо дешевле мёд закупать, чем содержать пасеку, а также наладить оптовые поставки ягод, а не трудоустраивать людей.
- Сколько человек у вас работает?
- Постоянно на пасеке задействовано двое-трое мужчин, которые помогают не только работать с пчелами, но и строить цех. Остальные работники привлекаются сезонно, абсолютный рекорд - 18 человек. Очень надеемся, что на зимний период мы сможем трудоустроить на постоянной основе несколько человек.
— Может ли ваш бизнес сделать Малый Турыш привлекательным для жизни?
- У нас не настолько большое производство, чтобы деревня стала привлекательней, но, быть может, через несколько лет мы что-то изменим. Мы стараемся развивать там инфраструктуру, например, благодаря деньгам, собранным на краудфандинговой платформе Boomstarter, весной в Малом Турыше появится детская площадка. А вообще хотелось бы конечно организовать клуб, где жители могли бы общаться. Развитие деревни важно для нашей семьи - мои родители выбрали именно это место, чтобы строить спокойное будущее, куда мы, их дети, сможем привозить внуков.
НА ДЕСЕРТ
Способ получения крем-мёда разработали в Канаде в провинции Онтарио в 1928 году. Мёд разливали в большие ёмкости и выдерживали по десять дней при температуре 14 °С. Потом температуру поднимали в два раза, чтобы мёд стал мягче, и начинали медленно перемешивать. А вот в другой канадской провинции, в Квебеке, придумали более простой метод. Там жидкий мёд смешивают с небольшим количеством уже готового крем-мёда и в течение нескольких часов взбивают при температуре 12-14 °С.