Уже давно не новость, что ни одна схема «распиливания» бюджетных средств не обходится без создания фирм-однодневок. Новостью же стало прозвучавшее на днях сообщение первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова о том, сколько денег уводится через этот канал один триллион рублей ежегодно! Потому вполне логичным выглядит внесение в Госдуму РФ законопроекта, ужесточающего наказание за подобные преступления. Но хоть проект документа прошёл уже первое чтение, всё тут складывается не так просто.
Взять, в частности, «чёрную дыру» российской экономики жилищно-коммунальную сферу. По экспертной оценке, из каждого российского города и городка в год выводится порядка миллиона коммунальных рублей на тысячу жителей. И негатив здесь не только в прямых материальных потерях, но и в ухудшении делового климата вследствие недобросовестной конкуренции. Все те, кто участвуют в преступных схемах, говорит И. Шувалов, получают «конкурентные преимущества на рынке, и значит, добросовестные предприниматели имеют огромные проблемы: есть представители власти, оказывающие на них давление, с другой стороны представители бизнеса, которые с властью договорились».
Чтобы эффективно бороться с фирмами-однодневками, предлагается расширить полномочия налоговых органов. Так, если раньше они имели доступ только к счетам организаций, то теперь их собираются наделить аналогичным правом и в отношении физических лиц. Налоговики смогут самостоятельно решать вопросы о доначислении налогов тем хозяйствующим субъектам, которые имели документально оформленные отношения с однодневками. А при отсутствии компании по адресу регистрации приостанавливать операции по её счетам. Что, к слову, создаёт новые возможности для рейдеров за счёт сговора налоговых инспекторов и почтальонов.
И это один из подводных камней законопроекта. Вызывают опасения и снятие режима банковской тайны для силовиков. По решению суда они смогут получать сведения о счетах компаний и граждан в рамках оперативных мероприятий до возбуждения уголовного дела. Банки же обяжут идентифицировать всю цепочку собственников, а клиентов информировать о наличии у них бенефициаров (выгодополучателей).
Депутаты, хоть и поддержали законопроект в первом чтении, но имеют к нему внушительные претензии. Так, многие из них считают, что ряд содержащихся в документе положений не соответствует взятому президентом курсу на «деофшоризацию» экономики, они создают атмосферу неустойчивости для бизнеса и наносят серьёзный удар по инвестиционному климату. Потому, как заявил единорос Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет, есть согласованное решение всех четырёх фракций Госдумы завернуть законопроект во втором чтении, если в него не будут внесены необходимые коррективы.
При этом депутаты не возражают против норм, ужесточающих наказания для нарушителей. Например, против посадки в тюрьму тех, кто предоставил свой паспорт для регистрации фирмы, или, по меньшей мере, штрафа для них на сотни тысяч рублей. Также парламентарии поддерживают суровые санкции к тем, кто купил якобы утерянные документы. Просто у законодателей есть опасения, что из-за расплывчатости формулировок закон может стать орудием репрессий против предпринимателей.
К примеру, нет чёткого юридического определения самого понятия «фирма-однодневка». Правильней здесь употреблять термин «подставная фирма», что предполагает доказательство преступного умысла и наличия мошеннической схемы. Как многим не нравится и слишком общий характер вводимого определения бенефициарного владельца. И если отдать конкретизацию данного понятия на откуп ведомствам, то это может привести к произволу. Поэтому лучше критерии определения бенефициаров включить непосредственно в закон.
Признавая актуальность законопроекта, в то же время предприниматели отмечают, что в том виде, в котором он внесён, этот документ их не совсем устраивает. «Хочу подчеркнуть, что фирмыоднодневки очень мешают работать законопослушным предприятиям, говорит президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков. Возьмём металлургию, на которую приходится более половины промышленного производства области. В ней фирмы-однодневки чаще возникают в сфере переработки лома чёрных и цветных металлов. И практически эти фирмы работают без лицензий. А законопослушные предприятия, которые получили лицензию, оказываются по сравнению с однодневками менее конкурентоспособными».
«Согласна с депутатами, что проект закона надо корректировать, даёт оценку законопроекту руководитель одной из аудиторских фирм Екатеринбурга Ольга Ермолина. Порой предприятия без всякого умысла работают с фирмами-однодневками. У законопослушных фирм есть механизм, с помощью которого можно как-то подстраховаться от работы с такими фирмами, то есть предприниматель может запросить регистрационные документы, зайти на сайт налоговой инспекции и посмотреть, зарегистрирована фирма или нет. Другое дело, что невозможно определить, как составляет налоговую отчётность партнёр, добросовестный он налогоплательщик или нет. А если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то у него может не хватить ресурса для проверки фирмы-партнёра. Потому что если на предприятии работает всего человек пять, то возложить на кого-то такую проверку бывает трудно».
Но будем надеяться, что депутаты поправят законопроект, и он приобретёт надлежащий вид.