Как говаривал известный своим острословием Виктор Черномырдин, никогда такого не было, и вот опять. Под «опять» имеется в виду возвращение к теме введения налога с продаж (НСП), которую на днях поднял первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Чем это может обернуться для Свердловской области и особенно Екатеринбурга, где один из самых больших торговых оборотов в России?
Выступление Игоря Шувалова вряд ли можно считать его личной инициативой, так как имеется поручение премьера Дмитрия Медведева членам правительства до сентября 2013 года определиться с налогом с продаж. И сказанное первым вице-премьером является, надо полагать, затравкой к дискуссии по данному вопросу.
Хотя, казалось бы, об этом говорено-переговорено, да и сам НСП уже и вводился, и отменялся. Что, впрочем, не снизило его привлекательности как инструмента для решения проблемы растущего дефицита консолидированных бюджетов регионов. По прогнозам Минэкономразвития РФ, этот показатель может вырасти с 50 миллиардов рублей в 2012 году до 330 миллиардов рублей к 2015 году и 1,8 триллиона рублей к 2018 году.
НСП не только сможет смягчить грядущий дефицит. Его легче собирать, так как он взимается при каждой операции купли-продажи, и уклониться от уплаты не так-то просто, да и чревато быстрыми и негативными последствиями. Правда, всё усложняется при набирающей популярность интернет-торговле, когда покупатель живёт в одном регионе, продавец в другом, а склад вообще находится в третьем. В то же время замечено, что при выходе размера ставки этого налога за уровень 10 процентов происходит взрывной рост уклонения от его уплаты. В связи с чем напомним, что до 2004 года, когда у нас в стране действовал НСП, его ставка не превышала пяти процентов.
«Налог с продаж максимально собирается в федеральных городах и крупных региональных центрах, где концентрируется вся торговля. Именно для них эта добавка будет наиболее существенной, налог обеспечит им недостающие финансовые ресурсы», говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
К примеру, прибавка для Екатеринбурга составила бы несколько миллиардов рублей, а для области и того больше. И хотя решение вроде бы очевидно вводить НСП, однако всё тут не так просто.
Поэтому в самом правительстве единства по этому вопросу нет. Категорически за налоговую новацию вице-премьер Аркадий Дворкович, отвечающий в кабинете министров за экономический блок. Последовательным же противником до его ухода в отставку был Алексей Кудрин. Но и после него Минфин РФ продолжает придерживаться прежней линии.
Камень преткновения здесь что делать с налогом на добавленную стоимость (НДС) в случае возврата НСП? Ведь если НДС оставить, то тем самым получается двойное налогообложение со всеми вытекающими отсюда неприятностями: повышением цен, замедлением экономического роста и повсеместным уходом бизнеса в тень.
Но и при ликвидации НДС неприятностей будет не избежать. Так, мы вступили в ВТО, и согласно действующим в организации правилам законодательство стран-участниц не должно создавать налоговых преференций у одного государства перед другим. А глобализация порождает необходимость унификации правовых норм.
Самое же главное, что ставка НДС составляет сейчас 18 процентов, тогда как НСП гораздо меньше. В результате произойдёт выпадение доходов бюджета. И для его компенсации пришлось бы сильно задирать НСП, что стало бы катастрофой. Потому естественный вариант искать баланс: какую долю НДС оставить, дабы бюджет не пострадал.
Нельзя не отметить, что бизнес в регионах не в восторге от перспективы возвращения НСП. Так, известный уральский эксперт в области налогообложения Аркадий Брызгалин сомневается, что ставка «продажного» налога останется на том же уровне, на каком она была до его отмены. «Все думают, что возвращённый налог с продаж будет составлять прежние пять процентов, но для полноценной замены НДС он должен быть по некоторым расчётам в 10 с лишним раз больше», высказывает опасения Аркадий Брызгалин.
По мнению же директора фирмы из Екатеринбурга Фёдора Еремеева, «лучше оставить предпринимателям выбор для манёвра какую схему применить».
В целом нужно отметить тот положительный момент, что на самом верху появилось понимание необходимости создания дополнительных финансовых источников для обеспечения развития на местах.