Тема создания «умных городов» уже несколько лет остаётся одной из самых обсуждаемых, но не до конца понятных для гостей ИННОПРОМа. Несмотря на то, что уже разработаны всевозможные программы, которые предполагают внедрение умных сервисов, в рамках международной выставки по-прежнему обсуждаются лишь концептуальные вопросы.
Например, вчера состоялась дискуссия «Интеллектуальные решения для «умных городов» – модерировал её замгендиректора «НПО автоматики» Евгений Шароварин, не понаслышке знающий о цифровизации, а в числе участников был глава Екатеринбурга Александр Высокинский. Половину мероприятия спикеры рассуждали, что они подразумевают под термином «умный город», каким видят «умные города» в будущем Затем высказывались, что считают внедрение сервисов насущной необходимостью, и обсудили проблему сбора и хранения данных горожан. В конце концов из зала прозвучал вопрос: «А какие сервисы, помимо всем известных транспортных, вы будете внедрять?».
– Если рассказывать о них – разговор затянется надолго, – ответил Евгений Шароварин. – Нет такой коробки «универсальные решения для «умных городов», которую можно открыть и сделать город «умным». Сейчас задача власти, науки и бизнеса делать среду вокруг нас умнее: чем умнее жители – тем умнее город.
В этот же день к теме цифровизации городского пространства обратились на стенде Екатеринбурга. Выступая с основным докладом, начальник департамента информатизации администрации города Александр Немтинов подробно рассказал о том, что необходимо сформировать структуру беспроводного доступа в интернет, сеть датчиков, которые должны располагаться в городских учреждениях для контроля микроклимата, сформировать интегрированную городскую платформу, разработать единые правила для размещения объектов связи в муниципалитетах.
– Это всё важно с точки зрения понимания базовых вещей. Но для жителей города не имеет значения, как будет называться система. Им важно, во-первых, получить качественную услугу, во-вторых – у них возрастает потребность в принятии важных решений, – прокомментировал выступление участвующий в мероприятии замгубернатора Олег Чемезов и попросил уточнить, как ведётся общественное обсуждение работы по цифровизации городской среды. Александр Немтинов отметил, что пока мэрия взаимодействует с представителями науки и бизнеса, но в ближайшее время планирует подключить к обсуждению общественность и СМИ.
Замгубернатора предложил присутствующим в зале гостям выставки включиться в дискуссию. В ответ – молчание.
– Я хотел бы услышать реальные вопросы и предложения. Снова ведь найдутся те, кто заявит, что их мнением никто не интересуется, – возмутился Олег Чемезов.
На фоне отовсюду звучащей метафоры «умный город» кажется, что разговор с общественностью действительно назрел. Делается немало, вот только жители города и области об этом не знают. И от дискуссий, подобных тем, что проходили на ИННОПРОМе, ждут какой-то конкретики. Отсюда вопросы от обывателей о сервисах, которые планируют внедрять, и уточнения от тех, кто в теме, перенимают ли другие города опыт отдельных проектов, реализуемых в Екатеринбурге, и был ли какой-то результат от обсуждения концепции «Умного региона», которое развернулось пару лет назад.
Всем известно, что работа по цифровизации системы ЖКХ активно ведётся в микрорайоне Академический, что в центре Екатеринбурга стоят «умные остановки» с табло, показывающим время прибытия транспорта. Что касается остальных районов уральской столицы и городов – разработаны реальные документы, где прописаны сроки и конкретные действия власти. Среди них – региональная программа развития цифровой экономики, которая предполагает внедрение множества полезных сервисов. Помимо уже знакомых горожанам решений, планируют внедрить и системы интеллектуального учёта коммунальных ресурсов, и wi-fi в городских пространствах, и онлайн-мониторинг окружающего воздуха и воды, и мониторинг состояния зданий и работы лифтового оборудования.
Сегодня Свердловская область имеет неплохие стартовые позиции для дальнейшего развития. Например, по данным Росстата, обеспеченность жителей доступом в интернет сегодня выше среднероссийской – доступ к услуге имеют 24 абонента на 100 человек, при том, что в среднем по России – только 21. Почти три четверти жителей области имеют доступ в мобильный интернет и почти во всех населённых пунктах, где проживает свыше 500 человек, доступна сотовая связь стандартов 3G и 4G. Медучреждения области активно подключают к Глобальной сети, а количество государственных услуг, которые можно получить в режиме онлайн, год от года растёт. Свердловчанам было бы интересно узнать, какие цифровые новшества упростят их жизнь в ближайшие годы.