В Екатеринбурге в тестовом режиме запустили повременный тариф оплаты проезда. На выбор тестировщикам дали два тарифа: 30 минут за 28 рублей и 60 минут за 40 рублей. Корреспондент «ОГ» испытала нововведение на себе и пришла к выводу, что при использовании наземного транспорта 30 минут для пересадочного тарифа — мало. Удобнее этот тариф работал бы в связке «метро — трамвай» или «метро — автобус».
Зачем вообще пересадки? Ездить с пересадками от дома до работы, чтобы сэкономить 10–15 минут в пути (а не потому, что нет беспересадочного маршрута), я стала ещё до того, как эту идею начал пропагандировать «Город PRO». С остановки «Автовокзал» до Ленина — Восточная без пересадки на автобусе я доезжаю за 40–45 минут. А если сначала на метро от станции «Чкаловская» доехать до «Площади 1905 года», а потом пересесть на автобус, то получается ровно полчаса. Поэтому возможность сэкономить не только время, но и деньги с введением пересадочного тарифа меня очень привлекла.
Правда, тестирование повременного тарифа 15 июля началось с трамвая и троллейбуса (муниципальные автобусы присоединяться к нему не раньше 15 августа). Но, к счастью для меня, до работы я успешно могу добраться и трамваем (в том числе — без пересадок). Тем более, что эксперт по транспорту Джаретт Уокер и специалисты «Город PRO» говорили о том, как сильно в Екатеринбурге недооценён трамвай, а глава комитета по транспорту Игорь Федотов в недавнем нашем разговоре отметил, что мэрия хочет пересадить пассажиров на трамваи, которые сейчас ходят полупустые. Послушав специалистов, я решила записаться в тестировщики.
Как действует тариф? На новой Екарте, которую мне выдали для тестирования, по умолчанию установлен тариф «30 минут», но при желании его можно сменить на «60 минут» при пополнении счёта. Время начинает отсчёт с того момента, когда первый раз подносишь карту к валидатору — после этого в течение получаса или часа можно пересесть сколько угодно раз. При этом время действия абонемента ограничивается не моментом окончания поездки, а моментом оплаты проезда в следующем транспорте — терминал сам определяет, истекло ли время по активированному абонементу. Если время не истекло, то списание денег не происходит — терминал печатает чек. Получасовой абонемент стоит 28 рублей, часовой — 40. До этого я пользовалась тарифом «70 поездок», где одна поездка стоила 24 рубля.
Суть эксперимента в том, чтобы садиться на остановке на первый подошедший трамвай, не ожидая беспересадочного маршрута. Когда он сворачивал не туда, куда мне нужно, я пересаживалась. Эксперимент продолжался два дня. Чаще всего мне требовалось сделать одну пересадку, лишь однажды получилось доехать с двумя.
Первые результаты. Технически карта работала исправно. Было опасение, что если часы на валидаторах идут несинхронно, то это «съест» несколько минут в отпущенных мне полчаса. Но такого ни разу не произошло.
Полчаса мне не хватило лишь однажды. При этом пересадки я всегда делала впритык: до окончания действия абонемента мне оставалось 1–2 минуты, при том, что с остановки на остановку я бежала. Повторить свои забеги зимой в нескольких слоях одежды по неочищенным от снега и льда дорогам я бы не смогла. Плюс летом пробок меньше.
Чтобы успеть вовремя, я пользовалась двумя лайфхаками. Во-первых, мобильным приложением «Где трамвай?». Оно очень помогает, когда в нужном направлении идут несколько маршрутов с разных, удалённых друг от друга остановок. Чтобы решить, на какую из них бежать, я смотрела, какой из подходящих трамваев ближе. Во-вторых, когда вы садитесь в первый трамвай, не торопитесь к валидатору. Зато вторую и тем более третью оплату проезда нужно сделать как можно быстрее — помедлила минуту, и вот уже платишь лишние 28 рублей.
Оптимальным временем, в течение которого можно совершить нужное количество пересадок на наземном транспорте, было бы 45 минут. Конечно, даже тариф «60 минут» за 40 рублей дешевле, чем две поездки по 24 рубля, но ведь речь не только о дешевизне, но и о удобстве. Администрация города рассматривала возможность опробовать тариф «45 минут», но почему-то от него отказалась. Тем не менее и 30-минутный тариф был бы удобен в связке любого наземного транспорта с метро. Пока такого нет.
Добавлю, что сэкономить время, пересаживаясь, у меня не получилось. Укладывалась в 40–45 минут. Драгоценное время, отпущенное на пересадки, «съедали» длинные переходы с одной трамвайной остановки на другую (которые надо максимально сближать) и ожидание на светофорах.
Кроме того, удобство пользования повременным тарифом сильно зависит от наличия пунктов пополнения Екарт. Желательно, чтобы они были на каждой остановке. Сейчас пополнить абонементы можно только в точках «ЕРЦ — Фрисби» и почтовых отделениях (где постоянные очереди), а также на станциях метро.