Уралтрансмаш совместно с нижегородской компанией «Фобос ТС» придумали, как продлить жизнь старым трамваям ещё на 20 лет.
В рамках ИННОПРОМа предприятия провели презентацию обновлённого чешского трамвая Татра Т3 для администрации Екатеринбурга и руководства Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления (ЕТТУ).
Как рассказал «ОГ» гендиректор ЕТТУ Сергей Нугаев, парк предприятия устарел морально и физически более чем на 80 процентов и нуждается в обновлении. Средний возраст вагонов — 34 года, самому старому — 44. Основная составляющая парка (более 300 вагонов) — это вагоны, которые поставлялись из Чехословакии в советские времена.
— Уралтрансмаш вместе с нижегородскими коллегами продемонстрировал нам, как можно продлить жизнь этим вагонам. У старого трамвая берётся тележка (колёса и механизм), она ремонтируется, комплектуется новым энергоэффективным электротехническим оборудованием, ставится новый кузов. В результате модернизированный трамвай стоит почти в раза раза дешевле, чем новый — 15 млн рублей против 30 млн, а также потребляет в два раза меньше электроэнергии, чем старый. Это интересный вариант, — поделился своими впечатлениями председатель комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов.
По словам генерального директора Уралтрансмаша Владимира Городилова, идея модернизировать трамвай возникла, поскольку не каждое транспортное предприятие может позволить себе купить новую технику. Всего же в стране эксплуатируется около 5 тысяч старых чешских трамваев. Поэтому чешская фирма «Зиматехник» — владелец конструкторской документации на тележки, которые используются на трамваях Т3, предоставила документацию по модернизации вагонов.
— Техзадание написал Горэлектротранс Нижнего Новгорода. Наши специалисты на Уралтрансмаше сделали ремонт хребтовой балки, сварку кузова, а потом увезли всё в Нижний Новгород и собирали там, так как это дешевле. Кроме того, в Нижнем Новгороде хорошо испытывать вагоны, потому что у них разные высоты и уклоны — у нас таких горок нет, — сказал Владимир Городилов. — Это пилотный проект, выполненный за счёт наших средств. Мы надеемся, что им заинтересуются в городах, где сейчас ездят чешские трамваи. В сентябре-октябре мы будем готовы представить вариант вагонов с частично низким полом, удобный для людей с ограниченными возможностями.
Мастер производственного обучения Южного трамвайного депо ТТУ Любовь Дягилева, которая катала журналистов и представителей администрации и ТТУ на трамвае, рассказала, что обновлённый вагон ей понравился.
— В кабине водителя появился солнцезащитный козырёк, который можно регулировать — очень удобно. Регулируется подача воздуха на каждое стекло в кабине — не будет запотевать. Здесь лучше обогрев кабины. Вагон легче в управлении: разгоняется хорошо, без толчков, тормозит более плавно, мягко идёт, шума в салоне нет. Единственное, в салоне мало сидений — по одному ряду с каждой стороны, пассажирам будет неудобно. Но нам сказали, что можно сделать доработки, — заключила Любовь Дягилева.
— Программу модернизации можно использовать для омоложения подвижного состава и проводить параллельно с заменой парка, — выразил своё мнение Сергей Нугаев. — Завод-изготовитель гарантирует ещё 20–25 лет службы обновлённого трамвая. Но в нашем случае одной модернизацией не обойтись, потому что парк сильно изношен. Лучше проводить обновление подвижного состава — закупать совсем новые вагоны.