Все сотрудники Уралвагонзавода (УВЗ, Нижний Тагил), находившиеся в вынужденных отпусках, вышли на работу. Предприятие полностью обеспечено заказами на выпуск гражданской продукции.
— Из вынужденных отпусков все вышли. Начиная с августа должны работать в полную силу по меньшей мере до конца текущего года, — сообщил «ОГ» председатель профкома Уралвагонзавода Владимир Красноруцков. — Потому что планы большие, все графики расписаны, есть подтверждённые заказы на производство железнодорожных грузовых вагонов со стороны российских компаний-перевозчиков.
Сложности с заказами на железнодорожные вагоны УВЗ стал испытывать с конца 2014 года. С этого момента предприятие работало в таком режиме, когда в вынужденных отпусках находились от полутора до пяти тысяч работников. Причём это число менялось чуть ли не каждый день, в зависимости от возникающих объёмов работ. Наиболее тяжёлая ситуация сложилась во второй половине 2015 года. Так, с октября по декабрь прошлого года из 30-тысячного коллектива УВЗ в вынужденные отпуска были отправлены более 3,5 тысячи человек — в основном работники вагоносборочного, металлургического производств, отделов и ряда вспомогательных цехов.
Но даже в такой сложной обстановке руководство предприятия старалось действовать строго в рамках трудового законодательства, находя взаимопонимание с заводским профкомом. За отправленными в отпуска сотрудниками сохранялось две трети средней заработной платы.
Рост заказов на гражданскую продукцию Уралвагонзавода, вероятнее всего, связан с начавшейся кампанией по списанию железнодорожных грузовых вагонов, имеющих так называемый продлённый срок службы. Как ранее сообщала «ОГ», в конце прошлого года Владимир Путин поручил правительству России принять решение о запрете с 2016 года эксплуатации таких вагонов.
По данным Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава, в России по состоянию на конец 2015 года эксплуатировалось 219 тысяч вагонов с продлённым сроком службы. У них истёк срок службы, который установил завод (например, у полувагона он составляет 22 года). Чтобы продлить этот срок, используют процедуру, включающую осмотр вагона, диагностику, проверку на предмет наличия дефектов. Если вагон по всем критериям исправен, то его загоняют в ремонт и после этого продлевают срок эксплуатации от трёх до десяти лет. Но даже после ремонта старые грузовые вагоны часто ломаются, создавая заторы на путях. Их эксплуатация не даёт должного эффекта, а иногда приводит к проблемам.
Вместе с тем списание старых вагонов не влечёт автоматически заказы только для УВЗ, поскольку конкуренция в этой сфере очень высокая: в России функционирует 21 вагоностроительный завод. Как сообщили в Некоммерческом партнёрстве операторов железнодорожного подвижного состава, в настоящее время нижнетагильское предприятие занимает 12 процентов отечественного рынка производства грузовых вагонов и находится по этому показателю на втором месте, уступая Тихвинскому вагоностроительному заводу (доля 41 процент) из Ленинградской области.
В июле Правительство России распорядилось выделить субсидии ряду субъектов РФ на решение проблем с безработицей, в том числе Свердловской области 46,4 млн. рублей. Основная часть мероприятий связана с поддержкой работников ключевых предприятий, на которых сложилась наиболее сложная экономическая ситуация. В нашем регионе среди участников программ: АО «Уралкриомаш», ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический завод», ОАО «Уралхимпласт», ОАО «Ураласбест», ООО «Нижнетагильское предприятие «ТРИН», ОАО «Первоуральский новотрубный завод» и ООО «Ревдинский завод светотехнических изделий». Данная поддержка оказывается в соответствии с Планом действий правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.