В утренние часы пик в трамваях и троллейбусах, курсирующих по Екатеринбургу, теперь можно наблюдать удивительную картину. У пассажиров плату за проезд взимают не кондукторы, а контролёры.
Вообще-то должностные обязанности контролёров сводятся к тому, чтобы проверять у пассажиров наличие билетов и штрафовать безбилетников, но никак не исполнять функции кондуктора. Так, собственно, всегда и было. Но с началом августа ситуация на транспорте Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления (ЕТТУ) по непонятным причинам изменилась. Группы контролёров, состоящие, как правило, из трёх человек, заходят в трамвай или троллейбус в стартовой точке на кольце и проезжают практически половину маршрута — до самого центра, чтобы охватить как можно больший поток пассажиров. При этом контролёры запрещают кондуктору взимать со входящих плату за проезд, делая это самостоятельно.
— Контролёры теперь катаются со мной в вагоне почти каждый день, — пожаловалась корреспонденту «ОГ» одна из кондукторов трамвая. — У меня из-за них резко упала выручка. Те пассажиры, которые ездят постоянно этим трамваем и меня знают, отказываются платить контролёрам, хотят платить мне. А я что могу сделать? Руководству не жалуемся, не хотим связываться.
Другая женщина-кондуктор рассказала, что попадаются и «понятливые» контролёры, с которыми можно договориться, чтобы те действовали без фанатизма: половину пассажиров в вагоне обилечивают они, половину — кондуктор.
Корреспондент «ОГ» проверил ситуацию на себе, проехавшись утром в трамвае второго маршрута от кольца на улице Фрезеровщиков до гостиницы «Исеть»: действительно, группа контролёров заходит в начальной точке маршрута и едет до центра, отстраняя кондуктора от работы. При этом не у всех контролёров имеются валидаторы (приборы для считывания ЕКАРТ), а выдаваемые билеты не отрываются от рулона, а достаются мятыми из карманов в единичном экземпляре. Таким образом, не до конца понятно, в чьём кармане оседают собранные с пассажиров деньги.
В службе движения ЕТТУ сообщили, что впервые об этом слышат и что должностные обязанности контролёров никто не менял:
— Согласно должностной инструкции, контролёры имеют полное право зайти в салон, но только не с начальной станции, и проверить салон на наличие лиц, не оплативших проезд. Понятно, что в часы пик не всегда кондуктор может взять плату за проезд со всех вошедших пассажиров в течение одной остановки. Поэтому контролёры ему помогают. Но после проверки салона они обязаны выйти, не должно быть длительной поездки. Мы посмотрим видеосъёмку, которая ведётся в каждом вагоне. Это будет повод для разбирательства.
Сами пассажиры в такой ситуации ничего сделать не могут.
— Если кто-то из пассажиров только зашёл и ещё не успел оплатить проезд, то контролёры имеют право взять с него эти деньги. В данной ситуации у пассажира нет права выбора — платить контролёру или кондуктору, — ответили в Екатеринбургском обществе защиты прав потребителей.