Вчера, 12 июля, губернатор Евгений Куйвашев и председатель Совета директоров Группы Синара Дмитрий Пумпянский совместно с гостями Иннопрома-2016 — министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым и президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным открыли на Уральском дизель-моторном заводе (УДМЗ) принципиально новое для нашей страны производство двигателей.
— Запуск на Урале такой технологической линии знаменует новую эру в дизелестроении. Не менее важно, что мы открываем новый цех в дни проведения Иннопрома — это позволит привлечь дополнительное внимание к свердловским инжиниринговым центрам и компаниям, которые занимаются разработкой и выпуском высокотехнологичной продукции, — подчеркнул Евгений Куйвашев.
Как пояснил Дмитрий Пумпянский, УДМЗ имеет большой опыт производства двигателей, но в течение последних тридцати лет здесь не было возможности осваивать выпуск новых моделей. Ситуация изменилась в 2013 году, когда при поддержке Минпромторга РФ предприятие получило грант на 500 миллионов рублей в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база». Это позволило свердловчанам (учёным УДМЗ и УрФУ) совместно с московскими коллегами (МГТУ имени Баумана и Центрального научно-исследовательского дизельного института) сконструировать принципиально новую для России линейку из девяти высокооборотных дизельных двигателей серии ДМ-185 мощностью от 1000 до 4000 кВт. Одновременно удалось разработать семь видов дизель-генераторов на базе новых моторов.
— Как известно, страна-партнёр Иннопрома-2016 — Индия. В этой связи хочу напомнить, что в разработке уникальной для России линейки дизельных двигателей принимали участие и наши индийские коллеги — учёные из Бангалора. Они предложили свои наработки в сфере термодинамики, — пояснил Денис Мантуров.
Доказав эффективность своей новой линейки двигателей, Уральский дизель-моторный завод в 2015 году получил от Фонда развития промышленности льготный заём на 300 миллионов рублей. Эти средства, а также собственные инвестиции предприятия позволили УДМЗ провести реконструкцию старого цеха и установить там самое современное оборудование (в частности, 3D-координатные контрольно-измерительные машины). Помимо сборочного производства смонтированы испытательные стенды для двигателей. Общая сумма инвестиций в запуск производства новой линейки двигателей превысила 2 миллиарда рублей (федеральные средства и собственные вложения предприятия).
— До сих пор у нас в стране практически по всем направлениям отсутствовали современные дизельные двигатели. Сегодня же, запустив это производство, мы получили моторы, которые по многим параметрам (ресурсу службы и топливной эффективности) превосходят зарубежные аналоги, — уточнил Денис Мантуров.
На максимальную мощность — 300 двигателей в год — это производство выйдет к 2018 году. Новые моторы будут использоваться для железнодорожного и автомобильного транспорта, а дизель-генераторы — для малой энергетики. Но с точки зрения Дениса Мантурова, особенно важно то, что здесь же станут производить моторы для судостроения. Это позволит модернизировать морской и речной флот России, причём с использованием импортозамещающей, выпущенной на Среднем Урале, техники.