Суетливые китайцы и размеренные индийцы, итальянцы в модных очках — всё смешалось в первый день Иннопрома. Всю первую половину дня занимала программа со множеством деловых форумов. Любопытно, как совершенно по-разному выстраивают свои инвестиционные стратегии прибывшие в Екатеринбург иностранные группы бизнесменов.
В своём выступлении министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что одно из перспективных и мало используемых направлений взаимных инвестиций — это укрепление прямого сотрудничества между регионами России и Индии.
— В нашей стране, как и в Индии, идёт модернизация промышленной инфраструктуры регионов за счёт создания технопарков, которые уже представлены в 50 субъектах РФ. Именно на уровне регионов есть возможности для эффективного построения связей между предприятиями, — подчеркнул Денис Мантуров.
Со своей стороны, министр промышленности и торговли Индии Нирмала Ситхараман считает, что «российско-индийские отношения должны быть многослойными и похожими на матрёшку».
— Индийские инвестиции в экономику вашей страны оцениваются в сумме 8 миллиардов долларов, российские инвестиции в экономику Индии — 3 миллиарда долларов, — сообщила Нирмала Ситхараман. — Эти инвесторы являются пионерами процесса новой индустриализации, которая проходит в наших странах. Россия — первая страна, которая вступила в программу «Делай в Индии».
Чандрабабу Найду, почётный главный министр индийского штата Андра Прадеш, уверен, что «обе наши страны используют потенциал сотрудничества только на 30 процентов». Он призвал российских предпринимателей развивать в его штате прибрежные зоны, осваивать производство титановых сплавов для аэрокосмической промышленности.
Одним словом, индийцы преимущественно ждут от нас технологии и инвестиции в свою страну. На Иннопроме это было услышано.
— Среди перспективных направлений сотрудничества мы видим модернизацию действующих участков сети индийских железных дорог в целях повышения скорости движения поездов до 250 километров в час, формирование транзитных коридоров (не только пассажирских, но и грузовых), модернизацию железнодорожных вокзалов, — рассказал первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. — Готовы участвовать в этих проектах объединёнными усилиями, включая российские предприятия железнодорожной отрасли, в том числе машиностроительные, такие как Уралвагонзавод, «Уральские локомотивы», производители рельс ЕВРАЗ и «Мечел» и многие другие.
У итальянцев стратегия другая, нацеленная на совместную модернизацию и создание новых машиностроительных производств в России, причём в обход антироссийских санкций.
— Мы, итальянцы, знамениты своей гибкостью и умеем приспосабливаться к обстоятельствам, — заметил директор отдела по развитию торгового обмена посольства Италии в РФ Пьер Паоло Челесте. — Мы собрали информацию о 342 проектах в российских регионах, в том числе в Свердловской области, и теперь посмотрим, как итальянцы могли бы принять участие в их реализации, подключив в том числе итальянские банки.
Один из таких проектов уже близок к воплощению. Замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов сообщил, что в ближайшее время будут достигнуты договорённости о локализации в России производства итальянских вертолётов AgustaWestland-189:
— Вертолёт AgustaWest-land-189 востребован на российском рынке нашими нефтяными и газовыми компаниями. Рынок оценивается порядка 160 машин, — пояснил Георгий Каламанов.
Южнокорейцы (Республика Корея станет страной-партнёром Иннопрома в 2018 году) пока не готовы к масштабным инвестициям в Россию, за исключением уже присутствующих здесь автомобильных концернов, и приехали в Екатеринбург скорее на разведку. Один из представителей бизнеса этой страны жаловался в своём выступлении, что «в России ещё недостаточно дружественный климат по отношению к инвесторам, надо переводить на русский язык много документации. В Корее достаточно иметь документы на английском языке, а у вас — нет».
Впрочем, директор департамента международного бизнеса Корейской ассоциации международной торговли Ким Чон Су считает, что уже пора заниматься совместными инвестиционными проектами в России.