Какие задачи планируют решить на третьем Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге более двух тысяч китайских бизнесменов и какой вариант строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Пекин выгоднее Китаю, в интервью «ОГ» рассказал генеральный консул КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян.
— Господин консул, какое значение китайская сторона придаёт проведению в Екатеринбурге третьего по счёту и первого в нашей стране Российско-Китайского ЭКСПО?
— Руководители наших стран избрали Екатеринбург в качестве места проведения первого в России такого мероприятия. Это очень важное и умное решение. В последние годы экономическое сотрудничество между Россией и Китаем развивается очень интенсивно. Предстоящее в Екатеринбурге ЭКСПО будет содействовать тому, чтобы это сотрудничество ещё более укреплялось. Выставка станет важной площадкой для обмена информацией и опытом предпринимателей наших стран.
— Известно ли уже, кто войдёт в состав официальной правительственной делегации КНР и кто её возглавит?
— Для участия в ЭКСПО в Екатеринбург приедут китайские государственные чиновники высокого ранга. Для сравнения, в прошлом году на выставке «Иннопром» нашу делегацию возглавлял заместитель председателя правительства КНР. Я думаю, что на этот раз будет такой же уровень.
В состав официальной делегации обязательно войдут руководители или заместители руководителей министерства коммерции, МИДа, министерства сельского хозяйства Китая, губернатор или заместитель губернатора провинции Хэйлунцзян, представители администраций других китайских провинций.
— Помимо самой выставки, какие ещё объекты в Свердловской области намерены посетить члены делегации и с кем планируют провести встречи?
— Программа пребывания в настоящий момент согласовывается с министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Конечно, в неё войдут как деловые, так и культурные мероприятия. Например, в прошлом году члены официальной делегации Китая посещали Уралмашзавод, были на границе Европы и Азии и на других объектах.
— Сколько, по вашим оценкам, следует ждать китайских бизнесменов? Сколько стендов китайских компаний будут представлены на ЭКСПО?
— В целом в Екатеринбург приедут не менее двух тысяч бизнесменов. Только из Синьцзян-Уйгурского автономного района будут около 500 бизнесменов, примерно столько же — из провинции Хэйлун-цзян. На выставке можно будет увидеть около 250 стендов компаний из Китая.
— Назовите наиболее крупные китайские компании, которые будут участвовать в ЭКСПО.
— Будут участвовать такие крупные предприятия, как Китайская вагоностроительная корпорация «Чанчунь» (CRRC), Китайская железнодорожная группа (CREC), Китайская корпорация контрольно-измерительных приборов «Сылянь», Китайская корпорация по строительству дорог и мостов, Китайская корпорация по строительству портовых сооружений. Кроме них ещё будет компания по экспорту и импорту зерна, компания по производству минеральной продукции, деревоперерабатывающие, торговые компании, производители электроники и другие. Все они будут участвовать в ЭКСПО и представлять различные деловые программы по конкретным отраслям промышленности.
— Какие задачи намерены решать в Екатеринбурге представители китайского бизнеса — реализация собственной продукции, закупки продукции российских производителей, открытие своих производств в России или организация совместных предприятий?
— Всё перечисленное вами рассматривается китайскими компаниями как будущие цели, поскольку для многих наших бизнесменов это первый визит в Екатеринбург. В течение выставки ЭКСПО будут проведены различные отраслевые мероприятия — по таможне, по электронной коммерции, по фармацевтике, машиностроению, а также культурные мероприятия. Посредством этих мероприятий китайские и российские компании будут знакомиться и узнавать о деятельности друг друга. После этого они определятся, как совместно работать дальше.
Поскольку куратор с китайской стороны — город Харбин и провинция Хэйлун-цзян, они намерены подписать более десяти соглашений, в том числе о сотрудничестве в сельском хозяйстве, по научно-техническому парку в Екатеринбурге и так далее.
— На днях из Китая пришло сообщение, что в вашей стране разрабатывается высокоскоростной поезд для сообщения с Россией. В Свердловской области есть несколько ведущих предприятий железнодорожного машиностроения. Возможно ли достижение соглашений о совместной работе в этом направлении?
— Уже есть договорённость о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Казани, в настоящее время разрабатывается соответствующий проект. Следующий этап — строительство ВСМ от Казани до Екатеринбурга и далее до Пекина.
Что касается участка Казань — Екатеринбург, я думаю, вряд ли на эту тему будут достигнуты какие-либо договорённости на выставке, потому что пока рано.
Сейчас ведётся обсуждение по вопросу производства поездов для будущей высокоскоростной магистрали Москва — Пекин. У Китая есть большой опыт в производстве такой продукции. Но какие поезда поедут по этой дороге — китайские, российские или сделанные совместно, — я пока не знаю.
— На одном из мероприятий прошедшего недавно Петербургского экономического форума выступил первый вице-президент Российских железных дорог Александр Мишарин. Он сообщил, что сейчас рассматриваются два варианта прохождения ВСМ от Екатеринбурга до Пекина — либо через российскую Сибирь, либо через Казахстан. Какой путь выгоднее для Китая?
— Нам нужны обе линии. В первом случае дорога пройдёт на восток через такие российские города как Омск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск. А во втором случае — на юг через Казахстан и выйдет к Урумчи в восточном Китае. Обе линии хорошие.
— А какую важнее построить в первую очередь?
— Первой нужно построить восточную линию — через Сибирь.
Союз банков России и Китая представит в Екатеринбурге свои возможности.
Банки-участники транснационального финансового союза проведут деловые мероприятия на Третьем Российско-Китайском ЭКСПО, которое пройдёт в Екатеринбурге с 11 по 14 июля этого года.
Как сообщает китайская газета «Хэйлунцзянская экономика», Банк Харбина и Сбербанк России распространят на выставке информацию о своих финансовых услугах, а также о возможностях транснационального финансового союза. Кроме того, оба этих банка совместно проведут в Екатеринбурге заседание транснационального финансового союза на тему «Китай и Россия: новый Шёлковый путь» с участием представителей правительства Свердловской области и руководителей предприятий Китая и России, участвующих в ЭКСПО и Иннопроме. На заседании будут обсуждены вопросы финансирования коммерческих проектов и использования в расчётах национальных валют.
Транснациональный финансовый союз был создан в Харбине в октябре 2015 года по инициативе Банка Харбина и Сбербанка России во время проведения второго Российско-Китайского ЭКСПО. Он является некоммерческим и открытым учреждением трансграничного финансового сотрудничества, союз включает 49 банков Китая и России: 24 китайских и 25 российских. Цель союза заключается в создании механизма эффективного развития торгово-экономического сотрудничества Китая и России, содействии расчёту в национальных валютах экономических субъектов обеих стран, подготовке кадров для членов союза и другое.