ОТ РЕДАКЦИИ: В преддверии Иннопрома-2016 «ОГ» запустила цикл материалов, посвящённых главному партнёру мероприятия — Индии. Накануне выставки наш корреспондент побывала в трёх индийских штатах. Первые три материала цикла (опубликованы 5, 6 и 7 июля) мы посвятили промышленным предприятиям , жизни Индии глазами туриста и судьбе российско-индийской семьи.
Свердловская область и третий по величине индийский штат Махараштра очень похожи и по географическим очертаниям, и по значению: это ведущие промышленные регионы двух стран. На следующей неделе они станут побратимами: с лёгкой руки губернатора Евгения Куйвашева регионы подпишут соглашение о сотрудничестве. В составе делегации Махараштры (одной из самых многочисленных) приедут поделиться передовым опытом представители Корпорации промышленного развития штата.
Под началом этой организации в штате, площадью всего в полтора раза больше нашей области, действуют 280 индустриальных парков, в которых работают 60 тысяч местных и зарубежных компаний.
В парке информационных технологий Хинджавади в западной оконечности Пуны разместились офисы по меньшей мере 50 крупных европейских, китайских и корейских компаний, среди которых самые известные — TCS и IBM. Молодые кадры готовят здесь же: рядом — кампусы нескольких колледжей и университетов.
— И таких в Махараштре — почти 300, в сумме они занимают более 80 тысяч гектаров, — объясняет исполнительный директор корпорации промышленного развития штата Махараштра Викрам Кумар. — На купленном участке мы разрабатываем базовую инфраструктуру — дороги, системы дренажа и водоснабжения, телефонную связь и необходимые учреждения: банки, почтовые отделения, предприятия общепита, пожарные станции, а затем по договору лизинга передаём компании на срок до 95 лет, решая все правовые вопросы. Стоимость земли при этом ниже рыночной: в этом парке квадратный метр стоит 60 долларов. Если компании нужна специальная инфраструктура, например, станция очистки вод, корпорация строит и её. Индивидуально оговаривается и пакет льгот: например, разрешение построить дополнительные этажи, льготы за повышение квалификации сотрудников, списание налоговых долгов, компенсация пошлин на ввоз товаров и освобождение от уплаты сбора за электричество. В итоге крупная компания может вернуть почти сто процентов вложенных денег. Правда, и вложения должны быть соответствующими — от 240 миллионов долларов.
Параллельно с парками правительственная организация развивает инфраструктурные проекты. Если строят технопарк, значит, к ближайшим селениям и микрорайонам протянут новый водовод, дорогу, а то и ветку метро, как в Пуне, Нагпуре и финансовой столице Индии Мумбае. Крупные города, по амбициозной задумке, должны связать промышленные коридоры с «умной» транспортной системой.
Интерес к промышленным паркам Махараштры Викрам Кумар объясняет дешевизной земли и рабочей силы и большим количеством специалистов. Любопытно, что российские компании в списках пока не значатся, хотя с несколькими уже ведутся переговоры. В их числе — Газпром, ВТБ, Совкомфлот и группа компаний «Ренова». Уральские компании, желающие обосноваться в Махараштре, надеются найти на Иннопроме. Самые желанные инвесторы — в сфере оборонной промышленности, информационных технологий и производства электроники. Но сколько компаний примут приглашение за четыре тысячи километров от Екатеринбурга, если даже за 400 километров от него в краснотурьинский индустриальный парк «Богословский» пока вышел всего один инвестор, а в особой экономической зоне «Титановая долина» — меньше десятка резидентов?