Почему в торговых сетях нет уральского мяса?

: Елизавета Порошина, Андрей Ульянов
Сейчас поголовье крупного рогатого скота в регионе составляет 19,7 тысячи голов. Фото: Алексей Кунилов

За последние четыре года в фермерских хозяйствах Свердловской области поголовье крупного рогатого скота (КРС) увеличилось на 24 процента, сообщили «ОГ» в областном министерстве АПК и продовольствия. На волне импортозамещения предприниматели надеялись накормить земляков продукцией местного производства и заработать больше, но столкнулись с трудностями — крупные торговые сети и переработчики брать их продукцию не настроены.

В министерстве АПК и продовольствия Свердловской области рост поголовья КРС связывают с эффективными мерами господдержки для действующих и начинающих фермеров — частичным возмещением затрат на модернизацию производства, возведение и реконструкцию объектов, на уплату процентов по кредитам и займам.

В хозяйстве фермера Любови Фучкиной из села Пьянково Ирбитского МР 783 единицы крупного рогатого скота.

— Да, поголовье действительно увеличилось за год на 49 голов, но проблема с реализацией осталась. Мясо централизованно мы никуда не свозим, его у нас забирают перекупщики. Закупочные цены сохранились на уровне прошлого года, но затраты на технику, топливо и ветпрепараты выросли. Мясо увозят в кафе, рестораны и на рынки (основными точками сбыта становятся мини-рынки и личные торговые лавки), но рано или поздно и этот канал может быть перекрыт: сегодня, когда в территории приходят крупные торговые сети, которые предлагают более дешёвую привозную продукцию, местные производители уже перестают быть нужными.

С ней соглашается и глава фермерского хозяйства из села Никольского Камышловского МР Василий Овчинников: в его хозяйстве за последний год КРС тоже прибыло до 180 голов, но продавать мясо приходится самим.

— Раньше мы сотрудничали с учебными и досуговыми заведениями, в частности, продавали мясо Обуховскому пансионату, но сейчас как-то не складывается. Талицкий и Богдановичский комбинаты несколько лет назад закрылись. Поэтому зимой мы продавали мясо на Шарташском рынке по 300 рублей за килограмм, — рассказал «ОГ» Василий Овчинников. — В 2014 году мы сдавали мясо перекупщикам по 180 рублей за килограмм, это не очень большие деньги. Сейчас люди стремятся найти продукты ещё дешевле, поэтому идут в крупные сети, где есть акции и скидки.

Сетевые магазины за последние два-три года стали активно заходить не только в города, но и в небольшие посёлки области. В одном только посёлке Верхнее Дуброво (одноимённого ГО) с населением в пять тысяч человек есть и «Монетка», и «Верный», и «Пятёрочка». Причём во всех трёх сетях в основном продаётся говядина, привезённая из Челябинской области («Мираторг», «Здоровая ферма» и «Ромкор»), в «Монетке», кстати, есть даже печень из Дании. Но, пожалуй, единственный представитель Свердловской области, который поставляет продукцию в эти магазины, — фирма «Черкашин и партнёръ».

Интересно, что молочной продукции с местных молокозаводов в магазинах предостаточно. И большая часть из них принимает молоко как раз у сельских фермеров. Например, Михайловский молокозавод активно сотрудничает с фермерами по всему Нижнесергинскому району. Но мясопереработчики предпочитают работать с крупными поставщиками сырья.

— Наш союз знаком с этой ситуацией: местные производители мясного сырья жалуются, что переработчики не берут их продукцию, но это вопрос чисто рыночный — крупные производители мясопродуктов, такие как «Черкашин и партнёръ», «Хороший вкус», «Карамышев» и другие, берут сырьё на переработку большими объёмами. А такой объём может дать только крупный производитель, — говорит председатель мясного союза Свердловской области Анатолий Набок. — Кроме того, здесь остро встаёт и вопрос цены: крупный поставщик мясного сырья может предложить свой товар дешевле. Да и с оформлением у мелких производителей сложнее — к примеру, им приходится получать всю ветеринарную документацию на нескольких коров. В то же время крупные поставщики мяса оформляют сразу большую партию. Мясокомбинатам дешевле и проще с организационной точки зрения работать с крупными поставщиками.

Выход из ситуации, как считают эксперты, в том, чтобы кооперироваться.

— Кооперация — вот первое, что можно посоветовать фермерам. Торговым сетям интересны крупные поставщики, а если объёмы незначительны, то и торговаться сложнее, — такие рекомендации фермерам даёт председатель Союза животноводов Урала Илья Бондарев. — При кооперации можно предложить больший объём сырья как торговым сетям, так и предприятиям-переработчикам. Таким образом можно выйти на более широкий рынок. Точно так же крестьянские хозяйства смогут закупать корма, технику и запчасти, горюче-смазочные материалы существенно дешевле, если будут кооперироваться. Как говорится, гуртом всегда легче.