Пылесос «Урал», выпускавшийся свердловским заводом «Уралэлектротяжмаш» (УЭТМ), был заветной мечтой каждой советской семьи. Секрет ажиотажного спроса крылся в многофункциональности «Урала»: покупая его, люди приобретали не просто надёжный аппарат для уборки, но ещё и автоматический пульверизатор для покраски и побелки всевозможных поверхностей, фен для волос, помощника в перебирании ягод и… удобный пуфик.
За свою более чем 80-летнюю историю Уралэлектротяжмаш выпускал больше ста видов продукции: от сковородок до оборудования для подлодок. Однако на территории предприятия увековечено всего два заводских изделия. Недалеко от входа находится монумент легендарной «Катюше» (в годы Великой Отечественной войны УЭТМ поставил на фронт 1 711 этих реактивных миномётов). А рядом с ныне законсервированным девятым цехом установлена мраморная плита с гравировкой: «Здесь покоится последний из пылесосов «Урал»…
Начать выпуск бытовой техники УЭТМ, как и многим другим уральским предприятиям, пришлось вскоре после окончания Великой Отечественной: военная продукция стала нужна в гораздо меньших объёмах, а вот так называемых товаров народного потребления стране остро не хватало.
— В начале 50-х годов пришло распоряжение создать цех по производству бытовой техники. Мы там сначала собирали утюги, потом стали выпускать небезызвестные стиральные машины СМР-15. В народе их прозвали «срам-15», потому что их корпус делался из лёгкого алюминия, и они сильно скакали во время стирки, что очень раздражало хозяек, — вспоминает ведущий инженер-технолог УЭТМ Василий Сулаев. — А в самом начале 70-х годов тогдашний директор завода Юрий Казанцев привёз из Японии пылесос, больше напоминавший табуретку или пуфик. Такая форма была идеальным вариантом для наших тесных хрущёвок: считайте, два предмета в одном — экономия места. В итоге японский агрегат и стал прототипом «Урала».
Япония к тому моменту была уже технологически продвинутой страной, вся бытовая техника там выпускалась на автоматизированных производствах. На УЭТМ же тогда не было даже нужного оборудования для выпуска пылесосов, не говоря уже об опыте их создания.
— Пару лет инженеры и конструкторы нашего завода потратили на исследования: разобрали «японца», изучили каждый винтик, нашли альтернативу тем запчастям, которых у нас не было, подобрали оптимальный вариант конструкции… На выходе получился пылесос, который лишь внешне напоминал привезённый, — говорит Сулаев. — У «японца», например, двигатель был установлен снизу, а заборный шланг крепился сверху. Это делало его крайне неустойчивым: если потянуть за шланг, особенно в наших квартирах с их кривыми полами — он тут же падал. В «Урале» мы поменяли двигатель и заборный клапан местами. Таким образом, пылесос можно было возить за собой, как машинку на верёвочке.
Массовый выпуск «Уралов» начался в 1973 году.
Большой вес «Урала» — 8 кг — определился массой двигателей, которые в него устанавливались. В то время всего два предприятия выпускали подходящие для свердловского пылесоса моторы: Карпинский машиностроительный завод и «МиассЭлектроАппарат» в городе Миассе. В производстве «Уралов» использовались и те, и другие.
— Система контроля качества тогда была очень жёсткой. Не зря же у «Уралов» была 10-летняя гарантия, — объясняет ведущий технолог УЭТМ. — Некачественные двигатели мы без всяких разговоров возвращали производителю, поэтому и сотрудничали сразу с двумя заводами. Если, например, у нас были претензии к карпинцам, то начинали теснее работать с Миассом. Если не устраивали миасские моторы, то… В общем, создавали для них конкурентную среду, которая исключительно благоприятно сказывалась на качестве двигателей.
По качеству установленных в «Урал» моторов действительно нареканий тогда не было (как нет и сейчас — у многих пылесосы работают до сих пор). Однако один минус у двигателей всё-таки был, и исправить его не удалось — они жутко шумели. Чтобы хоть как-то погасить их громкость, их окружали прокладками из поролона или войлока. Но это спасало лишь отчасти — работающий «Урал» выдавал 65–70 децибел.
Но на такую мелочь мало кто обращал внимания. «Уралы» пользовались гигантским спросом во всём СССР. В 70–80-е годы УЭТМ посредством бартера с другими предприятиями выменивал на свои пылесосы необходимые заводу материалы и оборудование, получал за них путёвки и продукты питания для рабочих. Не просто же так заводчане называли «Уралы» «наша валюта» (подобное, кстати, происходило и на Уралмашзаводе, который производил стиральные машины «Малютка», — см. «ОГ» за 12 сентября с.г.).
— В открытую продажу поступало всего 50 процентов выпущенных пылесосов, а остальными завод распоряжался самостоятельно, — вспоминает Сулаев. — На территорию предприятия тогда часто пытались проникнуть воры. Официально «Урал» можно было приобрести за 35 рублей, но в магазинах его найти было трудно — он сразу сметался с полок. Краденый продавали на свердловском рынке за 75 рублей, а в деревнях люди были готовы отдать за «Урал» аж по сотенной. Средняя зарплата тогда, напомню, была примерно 120 рублей.
Главной фишкой «Урала» была его многофункциональность. Помимо привычного для всех пылесосов всасывающего клапана на его борту имелся выдувной клапан, которому советский человек нашёл куда больше применений, нежели разработчики.
— Когда мы конструировали «Урал», то подумали: зачем выходящему с мощной силой из пылесоса воздуху пропадать зазря? — говорит Василий Сулаев. — Сделали выдувной клапан по размеру шланга, добавили в комплектацию специальную насадку, которая надевалась на любую банку с краской или белилами и превращала пылесос в автоматический пульверизатор.
Самое смешное, что кто-то покупал пылесос через десятые руки, и «Урал» доставался новому владельцу без специальной насадки для покраски. Поэтому многие люди, в чьём хозяйстве имелся или имеется «Урал», до сих пор не знают истинного предназначения дополнительного клапана… Однако и у этих людей без дела он никогда не простаивал. Кто-то использовал его как фен для сушки волос, одежды или покрашенных поверхностей. Другие с помощью этого клапана перебирали ягоды. Для этого в тазик насыпали всё собранное — вместе со всеми веточками и листочками, которые попались во время сбора, и включали пылесос. Так как ягода тяжелее стебельков и листьев, то она оставалась в ёмкости, а «шелуха» выдувалась мощным потоком воздуха.
— Также на «Урале» можно было отдохнуть, как на обычном пуфике, — добавляет Сулаев. — Чехлы для него шили не абы из чего, а из качественного дермантина.
В июле 2003 года в связи с экономической неэффективностью производство пылесосов «Урал» было прекращено. Всего за 30 лет было выпущено более 4 миллионов 700 тысяч «Уралов».
— В 2000-х рынок заполонили импортные пылесосы, — объясняет Сулаев. — Они были тише нашего, дизайн у них был поприятнее. Мы не выдержали конкуренции.
Несмотря на то, что «Уралы» не производятся уже 12 лет, на УЭТМ регулярно приходят письма от владельцев этих пылесосов, в которых люди просят выслать им запчасти. Последнее такое письмо пришло в августе этого года. Л.В. Кручинина из города Мытищи Московской области попросила два замка и фильтр для её пылесоса «Урал 1М» 1994 года выпуска. Но, по словам заводчан, для «Уралов» уже ничего не производится, поэтому помочь они в данном случае не смогли. Хотя — если есть хоть малейшая возможность — сотрудники завода стараются.
— Звонит мне как-то один дедушка и говорит: мол, у моей старухи день рождения, и она захотела отремонтировать её любимый пылесос «Урал», — рассказывает директор музея УЭТМ Наталья Рукавичникова. — Дед попросил у меня прокладку для пылесоса. Я ему отвечаю, что их у нас нет. А он — чуть не в слёзы: «Помогите, а не то бабка из дома выгонит». Ну, думаю, раз такая ситуация, нужно что-то придумать. Узнала, что у него третья модель «Урала». Пошла в музейные закрома, нашла точно такой же пылесос и предложила деду поменяться. Поговорила с руководством завода, они возражать не стали. В общем, привёз он мне свой отработавший «Урал» с 26-летней(!) историей, а я ему передала ни разу не использованный — ещё даже в упаковке. Он такой счастливый уехал.