Автобус ещё не ушёл

: Алексей Головченко

Ни для кого не секрет, что правовым регулированием в сфере пассажирских перевозок, существовавшим до июля 2015 года, были недовольны практически все участники отношений: пассажиры, перевозчики, муниципальные и региональные власти.

И вот, казалось бы, с появлением регионального законопроекта «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области» мы имеем возможность по максимуму устранить основания для конфликтных ситуаций и заложить основу для системного формирования цивилизованного рынка пассажирских перевозок. Этот нормативно-правовой акт проходит сейчас обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Однако большинство замечаний и предложений экспертов были попросту проигнорированы: к сожалению, разработчики проекта областного закона лишь закрепили в нём распределение полномочий, а замечания и предложения, направленные в областной минтранс в рамках публичных консультаций, в большинстве своём так и не были учтены.

Поэтому участники отраслевой экспертной группы «Условия ведения бизнеса» Координационного совета по ОРВ Свердловской области просят закрепить в новом законе следующие принципы: при организации перевозок согласовывать интересы всех участников процесса (органов госвласти, муниципалитетов и, естественно, граждан), сформировать обоснованную, в том числе научными исследованиями и результатами мониторинга, маршрутную сеть региона, обеспечить условия для добросовестной конкуренции — фактора, снижающего стоимость услуг, при проведении конкурсных процедур обязательно осуществлять общественный контроль, и, наконец, исключить возможность произвольного толкования терминов и определений.

Последнее предложение считаю особенно важным. Вот что такое, например, «маршрут регулярных перевозок»? Даже на согласительном совещании мы не смогли прийти к общему мнению. А наше предложение — дать в законе однозначное разъяснение этого понятия — было отклонено. Вообще любые неопределённости в законодательстве приводят к тому, что и происходит сегодня: одни перевозчики нарушают условия договора чуть ли не ежедневно — этого никто не замечает, другого же за «соринку в глазу» могут наказать по полной программе.

Настораживает и то, что с принятием законопроекта в нынешнем виде перевозчики смогут сами устанавливать стоимость проезда на рейсовых автобусах. Вы представляете — пассажиров из Нижнего Тагила в Екатеринбург будет возить только один перевозчик? И что сдержит цены на билет по этому маршруту? Только стоимость электрички. А где железнодорожного транспорта нет, там и этого ограничителя не будет. И стоимость билетов в Серов, Краснотурьинск, Пышму, да тот же Берёзовский, вырастет в разы!

Общественники уверены, что недоработки данного законопроекта могут ударить и по владельцам автовокзалов, которые превратятся в бесплатную парковку для автобусов. Все эти и многие другие предложения экспертов неоднократно были доведены до сведения разработчиков. Необходимость срочного принятия закона не может и не должна оправдывать его низкое качество. Хотя времени для разработки было достаточно — три месяца. Да и сейчас, перефразируя известное выражение, можно сказать, что автобус ещё не ушёл.