Валовый региональный продукт области с начала года вырос на три процента. Ранее «ОГ» уже сообщала, что производство машин и оборудования на Среднем Урале в январе-феврале скакнуло на 40 процентов.
Всё это происходит на фоне ставших у аналитиков общим местом рассуждений об ухудшении ситуации в стране в целом и промышленных регионах в частности. Экономисты спорят лишь о том, на сколько процентов упадёт российский ВВП по итогам 2015 года. Говорить, что не всё так плохо, стало дурным тоном.
Лично мне ситуация напоминает осень 1998 года. Тогда, в условиях обвала рубля, всплеска цен, задержек зарплат и пенсий, было схожее ожидание катастрофы. В один голос все твердили, что будет только хуже. И мало кто осмеливался заявлять, что самое плохое (то есть 17 августа 1998 года) уже позади.
Помните, что было потом? Весной 1999-го предсказатели с удивлением обнаружили, что в России начался промышленный подъём. Тот год, напомню, дал увеличение ВВП на 6,4 процента, а в следующем был поставлен рекорд роста, не побитый до сих пор — 10 процентов. Правительство Евгения Примакова мудро позволило факторам роста проявиться в полную силу, поддержав промышленность. Сегодняшние установки, например, губернатора области Евгения Куйвашева — использовать трудности как трамплин для роста — чем-то напоминают ту политику.
Факторы, влияющие сегодня на экономику, — те же, что и в 1998-м. Девальвация рубля неизбежно повышает привлекательность российских товаров. Сокращение импорта (спасибо на сей раз санкциям) позволяет развернуться отечественным производителям. Россия сейчас оказалась без зарубежных финансовых ресурсов? Но и в конце 90-х, после обрушения пирамиды ГКО, западные партнёры не торопились субсидировать нашу страну.
Соглашусь: росту 1999-го предшествовало многолетнее затяжное падение, что и спровоцировало затем бурный подъём. Безусловно, то было абсолютное дно, после которого движение могло происходить только вверх. Да и девальвацию рубля в несколько раз в конце 90-х не сравнить с нынешними колебаниями. Но речь ведь и не идёт о том, что российская экономика вдруг повторит те рекорды.
Один из показателей её устойчивости — фондовый рынок. Место, где люди голосуют своими деньгами… Цифры, которые считаются опережающим экономическим индикатором… Падение российских фондовых индексов в конце 90-х началось за десять месяцев до дефолта и почти безостановочно продолжалось год. Тогда акции обесценились в 15 раз. Сейчас индекс ММВБ уже несколько месяцев стабильно держится на уровне выше 1500 пунктов.
Конечно, ситуацию в российской экономике упрощать нельзя. Время устойчивого её оживления ещё не пришло. Но то положение, в котором она находится сегодня — это именно трамплин для роста.