В сегодняшнем номере (на странице IV) «ОГ» публикует информацию о проведении торгов по продаже расположенного в Новоуральске имущественного комплекса ЗАО «АМУР». На аукцион выставлены станки, оборудование, производственные здания.
Из истории завода
Торги проводятся по решению Арбитражного суда Свердловской области в форме открытого аукциона. Они намечены на 10 апреля, приём заявок на участие завершится 7 апреля.
В случае, если торги признают несостоявшимися, будет объявлен повторный аукцион со снижением начальной стоимости имущества на десять процентов. При этом активы единственного на Среднем Урале автомобилестроительного предприятия поделены на лоты – это сварочные машины, гидравлические прессы, токарные станки и прочее оборудование, а также машины и здания. В информационном сообщении речь идёт о 404 лотах. Отметим, что ранее имущество АМУРа хотели продать единым комплексом, не дробя на части, однако сделать это не удалось.
Завод в целом оценён в 1,2 миллиарда рублей, в то время как его задолженность перед кредиторами составляет почти четыре миллиарда рублей. В числе кредиторов – ИФНС России по Новоуральску, банки, подрядчики, предприятия коммунального комплекса.
Так печально заканчивается история весьма успешного когда-то предприятия. Напомним, вначале оно называлось Уральским автомоторным заводом и являлось дочерней структурой Завода имени Лихачёва. Здесь производили несколько моделей грузовых автомобилей под маркой «ЗИЛ», а также автокомпоненты для московского завода. К концу 80-х годов производственные мощности позволяли собирать до 20 тысяч грузовиков в год. Но в условиях рыночной экономики дела пошли под откос: в 2002 году завод обанкротился. Спустя год его имущество приобрела структура екатеринбургского банка «Северная казна» – ЗАО «СК-Пром». В тот период завод получил название «Автомобили и моторы Урала», а основной продукцией стали автомобили марки «АМУР» и специальная техника для коммунального хозяйства, нефтегазовой промышленности и МЧС.
В течение ряда лет на производственной площадке планировалось реализовать несколько перспективных, на первый взгляд, проектов. Среди из них – сборка грузовиков индийской компании «Тата Motors». В 2004 году был подписан соответствующий контракт и даже организован процесс производства в Новоуральске некоторых комплектующих. Велись переговоры о сборке на АМУРе грузовиков различных типов с несколькими китайскими производителями.
Летом 2010 года АМУР вновь стал банкротом, на предприятии было введено внешнее управление. Руководство завода и региональные власти пытались найти инвестора, который смог бы возродить в Новоуральске машиностроительное производство. В частности, в разное время велись переговоры с автопроизводителями Франции и Польши, с корпорацией «Уралвагонзавод» и производственным объединением «Елабужский автомобильный завод». Надежды на возрождение появлялись, но быстро таяли.
Безусловно, проблема не только в том, что предприятие находится на территории закрытого города, в который не так просто попасть иностранцам. Не надо снимать со счетов и то, что некоторое оборудование давно морально устарело, а другое пришло в негодность за годы простоя.
– Решение продавать оставшиеся активы АМУРа по кусочкам разобьёт весь комплекс. Мне трудно прогнозировать, что в результате может сформироваться на месте завода, в лучшем случае – какой-нибудь технопарк, где кто-то начнёт выпускать стройматериалы или мебель. Но ожидать, что удастся восстановить автомобилестроительное предприятие, теперь уже не приходится, – заявил корреспонденту «ОГ» директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области, первый заместитель председателя Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.
По его мнению, наладить совместное производство автомобилей с иностранными партнёрами не удалось отчасти оттого, что Новоуральск – закрытое территориальное образование, а также потому, что в целом инвестиционный климат на Урале не самый лучший, если сравнивать, например, с Татарстаном, Санкт-Петербургом, Ленинградской и Тверской областями, где инвесторам предоставляются большие налоговые льготы и другие преференции.
Что касается отечественных инвесторов, то они и не стремились попасть в Новоуральск.
На вопрос, есть ли у российского автомобилестроения шансы на развитие, Андрей Бухмастов ответил:
– Производство грузовых автомобилей у нас пока сохраняется на таких предприятиях, как «Урал», Горьковский автозавод, КамАЗ. Что касается легковых машин, даже Автоваз уже далеко не отечественный. Я не вижу в этом трагедии. Если европейское и азиатское автомобилестроение на две головы выше, есть ли смысл играть в догонялки? Нужно запускать к нам зарубежных производителей, но при этом активно развивать на территории страны производство комплектующих, чтобы локализация была не только на бумаге.