Пока что доля нашей страны в структуре продаж автоконцерна не очень значительна. Но в Черкесске в этом году уже начал работать завод, который производит автомобили по китайской лицензии. А в планах «Хавтай Мотор» – построить в России собственное предприятие мощностью сто тысяч машин в год (инвестиции при этом составят один миллиард 100 миллионов долларов). На наше замечание, что Средний Урал как край машиностроительный был бы удачным местом для размещения такого производства, последовал сугубо прагматичный ответ: «В России несколько областей уже хотят с нами работать. Мы хорошо знаем о возможностях Екатеринбурга. Но главный вопрос заключается в том, какие льготы будут готовы предоставить ваши региональные власти».
Зигзаги истории
Дэн Сяопин, 26 октября 1984 года: «Самым большим зигзагом явилась «культурная революция». Если бы не было этих зигзагов, облик Китая был бы наверняка другим».
Разговор в ЦК КПК накануне 65-летия образования нового Китая не мог не коснуться исторических тем.
– История КНР делится на два больших этапа – при Мао Цзэдуне и после него. Каково сегодня отношение в китайском обществе к этой фигуре? – поинтересовался я у г-жи Ван Минь.
– Среди простых людей есть разное отношение. И представители разных поколений тоже относятся к нему по-разному. Но одна оценка разделяется почти всеми – это великий человек, создатель нового государства. История нашей цивилизации насчитывает пять тысяч лет. Мы не должны копировать модели развития западных стран. Мао Цзэдун на основе реалий Китая, на основе особенностей китайской революции определил путь развития нашей страны. Конечно, в его жизни были очень тёмные страницы. При нём случилась «культурная революция», которая нанесла нашей стране, многим семьям большой ущерб. Популярным является мнение, что в его деятельности 70 процентов – это подвиги, а 30 процентов – ошибки.
– Второй этап истории КНР связан с личностью Дэн Сяопина. Он развернул курс страны на 180 градусов. В чём вы видите причины столь крутого поворота?
– У нас говорят: Мао Цзэдун исполнил мечту Китая о создании своего государства, а Дэн Сяопин – мечту Китая об обогащении нашего народа. В 1978 году мы были радикально отсталой страной. Именно это отставание заставило Дэн Сяопина сделать выбор в пользу реформ и открытости.
…О чём, интересно, думал 74-летний ветеран китайской политики, когда получил рычаги власти? О том, что бедность основной массы населения Поднебесной далее терпеть невозможно? О впечатляющих успехах соседних «азиатских тигров»? Может быть, он вспоминал Москву эпохи нэпа, где учился в Коммунистическом университете? Или – времена «культурной революции», когда был объявлен «вторым самым крупным лицом в партии, находящимся у власти и идущим по капиталистическому пути» (первым считался председатель КНР Лю Шаоци)?
Однажды в 1967 году «молодые бунтари» вытащили Дэн Сяопина и его жену на митинг «критики и борьбы». Они всячески унижали немолодых уже людей, а затем заключили их под домашний арест. Не выдержав хунвэйбиновского террора, в те же годы сын Дэн Сяопина выпрыгнул из здания, где содержался под стражей, и на всю жизнь остался инвалидом.
В 1969 году будущий архитектор китайских реформ был сослан на «трудовое перевоспитание» в провинцию, где работал в мастерских по ремонту тракторов.
Я не сомневаюсь, что у этого человека, наряду с осознанием экономической необходимости, были веские личные причины круто изменить существующий порядок вещей.
Спешить, но не торопиться
Дэн Сяопин, 6 октября 1984 года: «Для нашего первого шага – для увеличения валового национального продукта в четыре раза – требуется 20 лет, а для второго шага – для приближения к уровню развитых стран – 30–50 лет, но скорее всего 50. В общей сложности потребуется от 50 до 70 лет».
Представьте себе российского политика, который бы объявил, что поставленной цели удастся добиться через 70 лет… Между тем Дэн Сяопин не уставал повторять, что слишком быстрое развитие не соответствует реальным возможностям страны. А сегодняшние руководители КНР заявляют: «Чтобы достичь благосостояния народа и построить великую державу, предстоит пройти ещё долгий путь».
Шагнуть через несколько эпох, не торопясь, – особый путь этой древней страны, где исторические этапы привыкли измерять не годами, а столетиями.
Я интересовался у своих собеседников, как бы они определили существующий в Китае общественный строй. Как социализм? Но доля частного сектора в экономике уже давно зашкаливает все допустимые для этой формации пределы.
«У нас это называют социализмом с китайской спецификой», – слышалось в ответ.
…Социализм с китайской спецификой, по-моему, не сильно отличается от капитализма со спецификой российской. И там и там – рыночная экономика с сохранением отдельных важных отраслей в руках государства. И там и там – заполненные товарами торговые центры, автомобильные пробки, реклама на фасадах домов. Жители обеих стран охотно занимают деньги в банках и имеют возможность путешествовать по всему миру… Так почему в одном государстве экономика летит подобно высокоскоростному поезду (они в Китае – обычный вид транспорта), а в другой топчется на месте? Почему одна страна стала фабрикой высокотехнологичных товаров для всего мира, а другая сидит на нефтяной игле? В чём секрет китайского экономического чуда?
– Поездите по Китаю, и вы увидите, что везде, на всех заводах, кипит работа, – ответил на мой прямой вопрос Джеффри Чжан. – Все китайцы старательно трудятся. В выходные дни не отдыхают, а работают очень многие предприятия.
В истории Китая был, как известно, «Большой скачок», который обернулся экономической катастрофой. Вся страна тогда ринулась выплавлять металл кустарным способом, а затем, изнурённая непосильными задачами, испытала голод.
Я подумал о том, что настоящий большой скачок это великое государство переживает сейчас, когда в основе его курса лежат не авантюрные планы, а продуманная стратегия, которая была провозглашена много лет назад.
После Дэн Сяопина сменилось уже несколько поколений китайских лидеров. Но, как и предсказывал патриарх, политика реформ и открытости остаётся неизменной. И, кстати, неизменными уже много лет остаются отношения дружбы и сотрудничества между нашими народами.
Редакция «ОГ» выражает благодарность Генеральному консулу КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсяну, а также сотрудникам аппарата ЦК КПК за возможность познакомиться с жизнью Китая.