На взгляд рядового обывателя проникновения роботов в нашу повседневную жизнь пока не заметно. А вот в промышленность искусственный разум уже постепенно приходит: большую часть автомобилей скоро начнут собирать роботы.
Как утверждают участники международной конференции «Автоматизация и роботы в транспортном машиностроении», состоявшейся в рамках Иннопрома-2014, уже в ближайшем будущем весь производственный процесс в нашем автопроме возьмут на себя аппараты с искусственным интеллектом. Когда речь идёт о монотонной работе на конвейере, роботы намного эффективнее людей.
— Давайте сравним. Ручное производство, на котором трудятся люди, выигрывает, когда нужна высокая технологическая гибкость (возможность быстро менять способ сборки в зависимости от новых задач), — пояснил гендиректор немецкой компании «КУКА Роботикс Рус» Иван Ермолаев. — Но одновременно его отличают высокие расходы всех ресурсов и низкое качество. Не секрет, что к концу смены рабочие устают, в результате не докрашивают или некачественно сваривают детали. Плюсы роботизации, наоборот, заключаются в сокращении расходов сырья, снижении процента бракованных деталей, уменьшении затрат на ремонт оборудования.
Если всё так прекрасно, то почему проникновение искусственного интеллекта в нашу жизнь идёт очень медленно? Чертёж первого человекоподобного робота нарисовал Леонардо да Винчи ещё в конце пятнадцатого века. А в 1738 году андроид, изобретённый французом Жаком де Вокансоном, уже играл на флейте. Вспомните научную фантастику середины прошлого века: улицы городов XXI века писатели изображали заполненными роботами. У нас на дворе 2014 год: ну и где человекоподобные машины, прислуживающие хозяйке на кухне?
По словам экспертов, проникновение искусственного разума в повседневный обиход до сих пор сдерживало ограничение, о котором фантасты как раз очень много и охотно писали: большая часть использовавшихся до сих пор роботов опасна для человека. На заводе территорию, где они трудятся, необходимо огораживать. В результате машины с искусственным интеллектом занимают намного больше места, чем нужно конвейеру, на котором работают люди.
Однако именно сейчас на различных промышленных выставках, в том числе и на «Иннопроме-2014», появились роботы нового поколения — компактные и вполне безопасные для людей.
— Будущее в том, чтобы робот был способен работать рядом с людьми, плечом к плечу, — уверен Иван Ермолаев. — На производстве он должен стать абсолютно безопасным для своего коллеги-человека. Это откроет новые возможности, в частности, обеспечит простоту переналадки техники.
Радует то, что российские промышленники не намерены отставать в этом смысле. На наших автозаводах уже идёт установка автоматизированных сборочных конвейеров.
— Наша цель на ближайшее будущее состоит в том, чтобы на заводах «КамАЗа» приходилось девятьсот роботов на десять тысяч рабочих (сегодня на предприятиях «КамАЗа» трудится свыше сорока тысяч человек — прим. ред.). Концепция модернизации нашего производства предусматривает автоматизацию сварки и окраски корпусов автомобилей, а также механообработки деталей. Кроме того, мы рассматриваем варианты роботизации линий по горячей штамповке деталей, а также литейного производства, — сообщил о планах на будущее главный технолог «КамАЗа» Равиль Хисамутдинов.
По его словам, сейчас в этой крупнейшей автомобильной корпорации России ведётся подготовка и переподготовка инженеров-наладчиков для того, чтобы в перспективе они смогли управлять роботами. Планируется, что скоро процесс сварки кабины «КамАЗа» на 95 процентов будут выполнять роботы. Уже известно, что на этой производственной линии «плечом к плечу» встанут 217 машин с искусственным интеллектом.
КамАЗ неслучайно вынашивает такие планы. Как известно, заводы этой корпорации специализируются на выпуске грузовых автомобилей, чей вес измеряется несколькими тоннами. А везде, где собирают огромную технику, приходится неизбежно иметь дело с очень тяжёлыми деталями. Это всегда таит в себе потенциальную угрозу здоровью рабочих, поэтому роботы, у которых, как известно, «мышцы не болят», на таких конвейерах чрезвычайно эффективны.
То же самое можно сказать и про литейное производство. Оно, как известно, сопряжено со значительной опасностью для здоровья людей. А роботы от грохота техники не страдают.
— Автоматизация производства — это не дань моде, а насущная необходимость сегодняшнего дня. На некоторых этапах выпуска автомобилей использование роботов позволит нам увеличить производительность труда в шесть раз, — объяснил Равиль Хисамутдинов.
Кстати, по словам президента открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» Бу Инге Андерссона, не намерен отставать от «КамАЗа» по части роботизации и этот крупнейший в России производитель легковых автомобилей.