Все явления можно делить на краткосрочные, долгосрочные и стратегические. Самыми главными принято считать стратегические.
Как профессиональный обществовед и историк я могу сказать, что культура является одной из основных причин роста производительности труда. Чем более просвещённым в духовном отношении является общество, тем более успешно развивается его экономика.
Да, это происходит не в буквальном смысле слова: вечером сходили в театр, а утром производительность труда выросла на пятьдесят процентов. Безусловно, так на культуру смотреть нельзя. Но нужно вести речь о каких-то тенденциях на долгосрочную перспективу.
Ведь совершенно не случайно японцы стремятся всех детей обучить в музыкальных школах. Такое образование даёт иной уровень абстрактного мышления и творческих навыков, что в будущем отражается на таланте японских инженеров.
С этой точки зрения культура — это важнейшая часть развития любого конкурентоспособного общества. Она является идеологической составляющей государства, формирует некий человеческий образ, даёт внутренние ценностные ориентиры.
В этом, кстати, я вижу смысл года культуры, объявленного в России в 2014 году. Для нас он станет хорошим поводом вспомнить о всём богатстве нашего наследия.
Я считаю, что чем больше людей мы вовлечём в мероприятия, запланированные на нынешний год, тем значительнее потом будет результат для развития экономики нашей страны.
В последнее время у нас ведётся достаточно активная дискуссия о том, должно ли государство вмешиваться в деятельность творческих коллективов. Я уверен, что, безусловно, нужна система государственной поддержки людей, которые профессионально связаны с творчеством.
Понятно, что она всегда будет строиться исходя из каких-то внешних факторов. Я знаю известную шутку о том, что нельзя подсчитать процент проникновения человеческих душ в райские кущи. Но давайте будем реалистами. Нельзя не придавать значения тому, пришёл зритель в зал или нет. Также не стоит забывать о количестве наград, которые творческие коллективы завоёвывают на различных фестивалях и конкурсах. Для библиотек всегда будет важно, сколько книг находится на руках у читателей. Это набор тех показателей, которые можно и нужно подсчитывать. Именно опираясь на такие данные, стоит строить систему государственной поддержки для творческих коллективов. Те, чьи спектакли или концерты собирают полные залы, а также работники тех библиотек или музеев, которые популярны у читателей или посетителей, должны получать более весомую финансовую помощь от бюджета, чем их коллеги, у которых зрительные залы, библиотеки или музеи стоят пустыми.
Конечно, этот набор количественных показателей вовсе не является единственным критерием для оценки деятельности творческих коллективов. Никто не принижает значения духовного содержания того или иного явления культуры. Однако какие высокие идеи мы бы ни несли со сцены, в первую очередь надо сделать так, чтобы зритель пришёл в театр.